Проблемы создания ресурсного мультимедиа центра в средней школе О.М.Корчажкина, (ГОУ Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино», г. Москва ) РАН
Корчажкина О.М.
(ГОУ Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино», г. Москва)
В информационном обществе традиционные библиотеки, «хранилища вековой мудрости», трансформируются в ресурсные медиацентры, где носителями информации выступают не только бумага или фотоплёнка. Компакт-диски, DVD и другие цифровые носители, на которых записаны книги, учебные курсы, фильмы, аудиоресурсы, обучающие программы, становятся обычным ареалом хранения информации современными средствами – с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и всё чаще востребуются читателями. Кроме того, всемирный гиперресурс Интернет стал доступен читателю не только центральных но и библиотек, фонды которых относительно невелики.
Что касается школьных библиотек, то они являются наиболее консервативной частью библиотечной системы. К сожалению, из-за нехватки средств информатизация образовательной среды школы затрагивает библиотеки, как правило, в последнюю очередь, а школьный библиотекарь очень редко ассоциируется с передовой личностью – носителем ИКТ-культуры. Однако проблема создания информационных образовательных фондов, сосредоточенных в локальном ресурсном мультимедиа-центре средней школы, стоит довольно остро и требует своего решения, поскольку создание информационной образовательной среды учебного заведения невозможно без предоставления всем участникам образовательного процесса равного доступа к информационным ресурсам. В большинстве средних школ эта проблема решается, как правило, на уровне предметных методических объединений.
Управление (сбор, классификация, хранение, обновление, создание, использование) современными ИКТ-средствами учебного назначения, представляющими собой интерактивные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), требует от учителя значительных затрат времени и сил. Поэтому с целью взаимопомощи методическими объединениями учителей-предметников школ создаются ресурсные мультимедиа-центры, где хранятся специально подобранные и организованные ЭОР, использующиеся в учебном процессе и представляющие собой наиболее доступную для восприятия и усвоения учащимися форму предъявления учебного материала.
Психолого-педагогические характеристики ЭОР
Дидактическая ценность и потому востребованность ЭОР состоит в том, что они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, как результат, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетентности. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным «внешним раздражителем», стимулом, ЭОР дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражения и запечатления в его сознании воспринимаемых зрительных образов: моделей, анимированных изображений, гипертекста и пр. Таким образом, интерактивная изобразительная наглядность является тем окружением, своего рода интерактивным визуальным контекстом предметной деятельности учащегося на уроке, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетентностей – как общеучебных, так и конкретно-предметных.
С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий его ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность её усвоения. Это явление, связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, еще раз подтверждает положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро опознавать и классифицировать воспринимаемую информацию, но и эффективно усваивать её на активно деятельностном уровне, то есть переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.
Классификация современных ЭОР
Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или ЭОР, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению.
Информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи) на CD или DVD содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счет анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, а также викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами.
Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а учителю, управляющему процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала, они дают возможность работать на уровне вербального и невербального гипертекста, обеспечивая тем самым изобразительную наглядность для всего класса. Часто такие ресурсы сопровождаются интерактивными упражнениями и заданиями, направленными на активизацию познавательной активности и повышение мотивации учащихся к освоению предмета.
Электронные пособия и методические материалы (разработки уроков, методические рекомендации, тренировочные упражнения и лабораторные работы, тесты и другие контрольно-измерительные материалы) представляют собой ресурс учителя-предметника, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения предметными компетенциями.
Комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры) являются наиболее законченными и самодостаточными видами ЭОР и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а общий мониторинг осуществляется учителем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы.
Интернет-ресурсы (электронная почта, образовательные сайты, порталы и социальные сети, коллекции цифровых образовательных ресурсов, энциклопедии, словари, и пр.) объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения. В ресурсном центре составляется и постоянно пополняется список Интернет-адресов, по которым учителя и учащиеся могут найти и загрузить необходимые ЭОР и программное обеспечение; получить консультацию специалистов в области ИКТ и методики использования ЭОР в учебном процессе; ознакомиться с научными материалами конференций, семинаров и методическими разработками, хранящимися на образовательных порталах; принять участие в конкурсах и работе сетевых профессиональных сообществ или пройти дистанционное обучение и тестирование. При работе в сети Интернет особенно важным становится навык использования поисковых машин, необходимый для оптимизации процесса поиска информации.
Авторские учебно-методические программные средства для сопровождения уроков (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков, тренировочные упражнения и задания, контрольно-измерительные материалы и пр.), создаются учителем или учащимися для решения конкретных образовательных задач. Подобные ресурсы бывают, как правило, не столь высокого качества, как ЭОР, созданные профессиональными программистами, однако пройдя соответствующую подготовку в области ИКТ, учитель-предметник может освоить такие языки программирования как Visual Basic for Applications (VBA), JavaScript, а также язык разметки гипертекста html, что позволяет ему создавать интерактивные материалы в приложениях Excel, PowerPoint и web-среде. Эти авторские разработки по некоторым параметрам не уступают, а иногда и превосходят ресурсы, имеющиеся на образовательном рынке, поскольку создаются с учётом конкретных условий обучения, соответствуют методическому подходу и профессиональной концепции учителя.
Мультимедийные свойства ЭОР и их преимущества перед традиционными образовательными ресурсами
ИКТ и мультимедийные системы (компьютеры, интерактивные панели и доски) предоставляют субъектам образовательного процесса новые и, по-видимому, безграничные возможности создания визуального контекста предметной деятельности. В настоящее время они являются наиболее совершенными техническими средствами обучения, поскольку позволяют соединить в рамках одной радиоэлектронной системы или сети функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации.
Такая многофункциональность мультимедийных систем при работе с источниками информации разного типа позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является, как уже говорилось, интерактивный визуальный контекст – эффект погружения в виртуальную обучающую среду и взаимодействия с ней. Этот особый и высший в настоящее время вид интерактивности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю вступать в диалог с мультимедийной системой за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых управляемыми эффектами анимации. Учащийся может задавать последовательность смены образов, скорость движения виртуальных моделей. Он может управлять этими моделями: передвигать, совмещать, разделять, создавать новые, совершая при этом целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, усваивая таким образом не отдельные статичные изображения, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования в реальных жизненных ситуациях.
Кроме того, виртуальное присутствие пользователя (учащегося) в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно – так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективного обучения.
Таким образом, за счёт многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма, а также за счёт многообразия виртуальных учебных ситуаций, способствующих формированию умений и развитию творческих способностей учащихся, изучаемый материал может прорабатываться и усваиваться более глубоко. Отсюда следует, что актуальность создания ресурсного мультимедиа-центра обусловлена необходимостью организации системы управления базой ЭОР школы и должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений информатизации учебного процесса. При этом обеспечивается реализация следующих ключевых дидактических возможностей ЭОР:
Проблемы создания и функционирования ресурсного мультимедиа центра школы
Приступая к созданию школьного ресурсного мультимедиа-центра, необходимо определить цели и руководствоваться перечнем задач, возлагаемых на такого рода образовательные структуры. Среди таких задач могут быть выделены следующие:
В русле поставленных задач определяются основные направления деятельности центра:
Если создание ресурсного мультимедиа-центра возложено на плечи самих учителей, если им не оказывает поддержку ни администрация школы, ни методический центр (что, как правило, и происходит), то неизбежные проблемы, связанные с его функционированием и развитием, только усугубляются. Среди основных проблем могут быть названы следующие:
Подводя итог, хочется выразить не только надежду, но и уверенность, что школьные ресурсные мультимедиа-центры, являясь реально действующим продуктом информационной образовательной среды школы, а также структурами, способствующими её становлению и развитию, в дальнейшем не будут держаться на «голом энтузиазме» узкого круга учителей. Отрадно, если надёжность и продуктивность таких центров будет справедливо оценена администрацией школы, учащимися и родителями. Это придаст импульс дальнейшему развитию ресурсных мультимедиа центров и позволит решить хотя бы ряд проблем, над которыми бьются с разной степенью успешности учителя-предметники, предоставленные сами себе.