Система обобщенного статистического мониторинга работы ЦБС БЕН РАН (MONITORING, версия S-5.09) Н.Е. Каленов, В.П. Варакин (БЕН РАН) РАН
Каленов Н.Е., Варакин В.П.
(Библиотека по естественным наукам РАН)
Для решения задач управления технологическими процессами и повышения качества обслуживания пользователей в БЕН РАН был разработан ряд автоматизированных Интернет-систем, в том числе система обобщенного статистического мониторинга работы Библиотеки MONITORING. Эта система является многоцелевой и используется для накопления и обработки статистики, практически, по всем направлениям деятельности Библиотеки, обеспечивая оперативную «обратную связь» для принятия управленческих решений на основе анализа динамики работы подразделений БЕН и читательского спроса.
Необходимость проведения анализа спроса (получения рейтинга, в первую очередь периодических изданий) обусловлена снижением уровня финансирования Библиотеки, в связи, с чем требуется тщательно выбирать для подписки в фонды библиотек ЦБС издания, наиболее важные для каждого конкретного коллектива.
Оперативность предоставления информации пользователям определяется сроками обработки поступающих изданий. БЕН РАН в своей работе уделяет большое внимание контролю сроков обработки изданий и стремится их максимально сократить, поэтому необходим оперативный анализ деятельности отделов на основе данных о текущих средних сроках обработки изданий и сведениях о задержках для принятия соответствующих организационных мер.
Новая версия системы - S-5.09 отличается от предыдущих [1,2,3,4] более высокой скоростью исполнительных блоков. Она поддерживает метабазу пользователей, которая обеспечивает индивидуальное видение данных (стандартный подход SQL Server c формированием VIEW не используется); реализует возможность подключения Системы к таблицам из «внешних» баз данных; позволяет создавать, повторно использовать и удалять временные таблицы, содержащие данные, которые получены в результате выполнения запросов; обеспечивает поддержку аппарата штатных (постоянных) запросов как полностью функциональных единиц с интерфейсом, подобным интерфейсу пользователя любого исполнительного блока системы; включает в состав административных сервисов добавление и удаление полей из таблиц БД, а также изменение типов данных полей; реализует выполнение сервиса включения виртуальных полей в метабазу пользователей.
Система MONITORING, версия S-5.09 традиционно поддерживает две БД – буферную и основную. Буферная БД (БЕН) используется для текущего ввода информации, а основная (БЕН1) предоставляется пользователям для осуществления целевых выборок данных.
В эти БД загружается следующая информация:
Для ввода информации в БД Системы используются конвертеры, разработанные в среде Microsoft Visual FoxPro 9.0, а также средства MS SQL Server, Transact-SQL и SSIS. Служебные таблицы формируются, пополняются и обновляются как администратором, так и самой системой.
В настоящее время в Систему входит комплекс основных исполнительных и служебных блоков, реализующих многоаспектную выборку данных и требуемые вычисления (обращение к ним осуществляется из формы на главной странице Системы).
В состав Системы включены следующие блоки для получения рейтингов изданий.
Кроме этих блоков, в Систему включены блоки контроля технологических процессов по «пути книги», с помощью которых формируются отчеты по срокам обработки изданий, оценивается интенсивность труда сотрудников, выполняющих те или иные технологические операции в заданный период времени
В их число входят следующие блоки.
Блок «BIBLIOBUS», предназначенный для работы с технологической информацией из системы BIBLIOBUS, содержащей сведения о приобретаемых изданиях, стадиях их обработки, комплектуемых организациях, средствах, вложенных в приобретение литературы и.т.д.
Последние два блока используются в технологии для контроля ввода данных.
Кроме перечисленных, в Систему входит ряд служебных блоков.
Исполнительные и служебные блоки реализуют многоаспектную выборку данных и требуемые вычисления (обращение к ним осуществляется из формы на главной странице системы).
Все исполнительные блоки, за исключением блока ведения журнала доступа и блоков «ОТЧЕТЫ», имеют стандартный интерфейс (Рис.1)
Форма «Блок пользователя», содержит три основные области: «Формирование запроса пользователя». «Выбор выводимых полей и функций» и «Консоль пользователя (тип запроса)».
Левая верхняя область содержит раскрывающиеся списки для выбора имен поисковых полей (Рис.1, каждый может содержать, в зависимости от таблицы, с которой работает блок, до 136 имен полей). В ней, также, определены текстовые поля для ввода значений поисковых дескрипторов и раскрывающиеся списки для выбора логических связок, операций отношения и вариантов усечения справа.
Рис.1. Интерфейс пользователя (блок BIBLIOBUS).
В текущей версии Системы реализован режим выборки по запросам, включающим до 15 поисковых дескрипторов одновременно. Логические связки – «И» (по умолчанию), «ИЛИ», «НЕ». Поддерживается следующий набор операторов отношений: «Содержится» (по умолчанию), «Равно», «Не равно», «Не содержится», «Меньше или Равно», «Больше», «Больше или Равно», «Пустое», «Не Пустое». Вместо логической связки «НЕ» можно использовать оператор отношения «Не равно» (для чисел) или «Не содержится» (для символьных значений). При выборе усечения справа для чисел и дат выбирается значение «Нет». Для усечения слева используется символ «%», вводимый перед значением поискового дескриптора.
Система работает в многобазовом режиме. Для выбора БД используется раскрывающийся список «База» (Рис.1, по умолчанию установлено значение – БЕН1).
В качестве основного в системе определен табличный вывод по сформулированным запросам. Для указания сквозной нумерации строк используется раскрывающийся список «№ стр.» (по умолчанию установлено значение «НЕТ»).
Для вывода текста сформулированного запроса можно использовать раскрывающийся список «Текст запроса», выбрав значение «ДА».
Система обеспечивает пользователю возможность настраивать перечень выводимых полей записей, удовлетворяющих запросу (в области формы «Выбор выводимых полей и функций»). Имена полей выбираются из соответствующих раскрывающихся списков. В зависимости от таблицы, с которой работает блок, каждый список может содержать до 136 полей. Для вывода всех полей результирующей таблицы используется раскрывающийся список «Вывод всех полей» (по умолчанию установлено значение «Нет»). В состав выводимых полей, наряду поисковыми полями, входят виртуальные поля: «Счетчик», «Сумма», «МИНИМУМ», «МАКСИМУМ» и «СРЕДНЕЕ».
Для сортировки используется флажок «Сортировка» и из раскрывающегося списка «Параметр сортировки» выбирается имя поля, по значениям которого сортировка будет производиться (умолчание - по возрастанию).
Для подсчета количества записей из числа удовлетворяющих сформулированному запросу, имеющих различные значения заданного поля, используется флажок «Счетчик» с указанием имени поля из раскрывающегося списка «Параметр счетчика».
Для подсчета суммы значений заданного поля в записях, удовлетворяющих сформулированному запросу, используется флажок «Сумма» («Сумма1», «Сумма2») с указанием имени поля из раскрывающегося списка «Параметр Суммы» («Параметр Суммы1», «Параметр Суммы2»).
В «MONITORING» определены агрегатные функции «МИНИМУМ», «МАКСИМУМ» и «СРЕДНЕЕ». Для использования функции в запросе требуется выбрать ее название из раскрывающегося списка «Функция» и соответствующее имя поля из раскрывающегося списка «Параметр функции».
Раскрывающегося список в области «Консоль пользователя (тип запроса)» содержит опции (элементы), выполняющие ряд служебных функций для каждого блока. По умолчанию установлено значение «Расширенный запрос».
С целью расширения поисковых возможностей в Системе реализованы дополнительные средства формирования запросов. Для этого имеется раскрывающийся список консоли пользователя «Выбор скобочного выражения» (нижняя правая область формы), который содержит шаблоны скобочных выражений, определяющих приоритет выполнения логических операций запроса.
«Запуск» запроса осуществляется нажатием клавиши «Выполнить» при использовании опции «Расширенный запрос» из раскрывающегося списка в области формы «Консоль пользователя (тип запроса)» (Рис.1).
В интерфейсе пользователя предусмотрена возможность переключения на все таблицы, определенные для данного блока, включая временные. Название таблицы выбирается из раскрывающегося списка «Таблица». Переключение осуществляется нажатием клавиши «Переключить таблицы» (Рис.1).
В интерфейсе пользователя «УНИВЕРСАЛЬНОГО БЛОКА», форма которого также имеет стандартный вид и поэтому ниже не рассматривается, предусмотрена возможность переключения на все таблицы других блоков, включая служебные. Из него доступны штатные запросы, сформированные средствами любого блока системы. Название блока и таблицы выбираются из раскрывающихся списков «Блок» и «Таблица». Для перехода в «режим» требуемого блока используется клавиша «Переключить». По умолчанию «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК» настроен на таблицы блока «BIBLIOBUS».
Для сохранения запроса в виде штатного необходимо: указать его имя (любой набор символов) в текстовом поле «Имя сохраняемого запроса», ввести заголовок итоговой таблицы в текстовое поле «Заголовок итоговой таблицы», выбрать значение «ДА» в раскрывающемся списке «Сохранить запрос:» и запустить запрос, выбрав опцию «Расширенный запрос» из раскрывающегося списка в области формы «Консоль пользователя (тип запроса)». После перезагрузки блока имя сохраненного запроса становится доступным в раскрывающемся списке «Имя сохраненного запроса». В дальнейшем запрос можно вызывать на выполнение нажатием клавиши «Выполнить» при использовании опции «Найти сохраненный запрос» из раскрывающегося списка в области формы «Консоль пользователя (тип запроса)», предварительно выбрав его имя из раскрывающегося списка «Имя сохраненного запроса». Для его редактирования используется опция «Ред. сохраненного запроса», а для удаления - опция «Удаление сохраненного запроса».
Первичное сохранение результата выполнения запроса во временную таблицу осуществляется при указании ее названия в текстовом поле «Название сохраняемой табл.:» (может быть кириллическим), имени в текстовом поле «Имя сохраняемой табл.:» (только латинским) и «запуске» запроса при использовании опции «Сохранить рез. запроса в сохр. или новую таблицу». После перезагрузки блока название таблицы становится доступным в раскрывающемся списке «Название сохраненной таблицы». В дальнейшем таблица может быть использована для сохранения результатов другого запроса (при выборе ее названия из раскрывающегося списка «Название сохраненной таблицы») или удалена с использованием опции «Удалить таблицу из БД».
В системе предусмотрена возможность автономного редактирования названий поисковых и выводимых полей, а также заголовков столбцов итоговой таблицы. Для этого используются следующие опции раскрывающегося списка в области «Консоль пользователя (тип запроса)» в комбинации с клавишей «Выполнить».
После выбора опции и нажатия клавиши «Выполнить» на экран выводится соответствующая форма. Редактирование осуществляется только в текстовых полях «Название поля», «Откр./Закр.», «Числовой». Поля можно закрывать и открывать для вывода в раскрывающихся списках «Поле», «Выбор поля №», «Параметр счетчика», «Параметр сортировки», «Параметр Суммы», «Параметр Суммы1», «Параметр Суммы2» и «Параметр функции» формы интерфейса пользователя. По завершении редактирования необходимо нажать клавишу «Обновить».
Итоговая таблица запроса выводится постранично. Для управления выводом используются клавиши «Первая», «Предыдущая», «Следующая», «Последняя», которые при движении по страницам принимают следующие значения:
Число выводимых строк можно изменить, воспользовавшись раскрывающимся списком «Выбор числа строк на странице» (1, 5, 10, 20, 50, 70, 100, 200, 300, 500, 1000, 10000, 50000, 100000). Для перехода на требуемую страницу в поле «№ СТРАНИЦЫ» вводится ее номер и нажимается кнопка «GO TO».
Благодаря универсальности, заложенной в Системе, с ее помощью можно формулировать и выполнять достаточно широкий спектр разовых и штатных запросов.
В частности, ежемесячные отчеты по результатам ксерокопирования формируются в блоке «АДМИНИСТРАТОР»; отчеты, связанные с получением литературы и комплектованием библиотек сети, формируются по разовым или штатным запросам в блоке «BIBLIOBUS»; отчеты по составу читателей формируются по разовым или штатным запросам в блоке «РЕГИСТРАЦИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ».
Итоговые результаты выборок по запросам могут быть сохранены в формате MS WORD и MS EXCEL с помощью штатных средств MS Internet Explorer.
Благодаря тому, что к БД подключены элементы библиографических описаний, Система обеспечивает выполнение «прямых» и «обратных» запросов на выборку данных: «По элементам результирующих статистических таблиц найти библиографию» и «По элементам библиографических описаний найти соответствующие записи статистики и осуществить заданную обработку информации».
C помощью средств системы MONITORING и SSIS MS SQL Server 2005 реализуется экспорт информации во «внешние» ИС [7].
Программное обеспечение версии S-5.09 создано на основе технологии ASP с использованием JScript, VBScript, T-SQL и стандартных средств MS SQL Server 2005.
Поскольку Система является «внутренней», доступ к ней возможен только для авторизованных пользователей. Для обеспечения защиты информации, наряду с применением стандартных средств безопасности Windows 2003, IIS 6.0 и MS SQL Server 2005, в MONITORING реализован дополнительный блок аутентификации. В набор функций, выполняемых блоком «АДМИНИСТРАТОР», включены формирование учетных записей пользователей и администраторов системы, их удаление, присвоение и изменение паролей, а также определение прав пользователей на основе поддерживаемой системой матрицы доступа. Все страницы системы защищены от несанкционированного доступа.
Система открыта для расширения функциональных возможностей с целью дальнейшей реализации подсистем, использующих методы многомерного анализа, кластерного анализа и статистического прогнозирования.
Система MONITORING установлена на Web–сервере БЕН РАН и эксплуатируется в промышленном режиме.
Литература