Опыт автоматизации технологических процессов МБА

Власова С.А., Каленов Н.Е.
(Библиотека по естественным наукам РАН)

Являясь центром межбиблиотечного абонемента (МБА) для академических библиотек и федеральным центром МБА в области естественных наук, Библиотека по есественным наукам (БЕН) РАН уделяет вопросам автоматизации процессов, связанных с МБА, исключительно большое внимание. Задача диспетчеризации заказов, поступающих по МБА, входила в состав первой очереди автоматизированной системы БЕН РАН, принятой в промышленную эксплуатацию еще в 1980-м году на ЭВМ ЕС-1022. Развитие система МБА получила с появлением первых персональных компьютеров [1]; с внедрением в практику работы БЕН РАН электронной почты была разработана новая версия автоматизированной системы МБА [2]. В 2005 году была введена в эксплуатацию комплексная система МБА нового поколения на базе реляционной СУБД, обеспечивающая формирование заказов непосредственно из Интернет-каталогов и возможность для пользователей отслеживать через Интернет ход их выполнения [3,4].
До недавнего времени все направления развития автоматизации МБА были жестко связаны с технологией работы по МБА, принятой в централизованной системе библиотек (ЦБС) БЕН РАН.  Особенности работы МБА БЕН РАН состоят в том, что БЕН обслуживает различные категории пользователей (которых в настоящее время выделено шесть) по различным правилам. В частности, основой для обслуживания внутрисистемных абонентов (80 библиотек НИИ РАН московского региона) являются не только фонды ЦБС БЕН РАН, но и фонды других академических, федеральных, вузовских библиотек страны, а также зарубежных, с которыми взаимодействует БЕН. Получив заказ от одного из внутрисистемных абонентов, служба МБА БЕН должна выполнить его «во что бы то ни стало». Стоимость выполнения заказа определяют расценки на операции, произведенные с заказом в процессе его обработки (распечатка заказов, поступивших через Интернет,  шифровка, выполнение копий), и характеристики выполненного заказа (вид выполнения, срочность, количество страниц копий). Эти расценки различны для каждой категории абонентов. Так, например, для абонентов внутрисистемного МБА платным является только выполнение ксеро- и электронных копий, для иногородних неакадемических – все процессы, связанные с обработкой и выполнением заказов.
Однако общение с представителями других библиотек выявило их потребности в автоматизированных системах МБА, ориентированных на поддержку более распространенной технологии МБА, характерной для многих достаточно крупных библиотек, не входящих в централизованные системы. Одним из примеров такой библиотеки является Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ).
ВГБИЛ является одной из крупнейших публичных и научных библиотек России. Она располагает уникальными фондами иностранной литературы широкого гуманитарного профиля, насчитывающими  около 4,5 млн. экземпляров, включая книги и периодические издания, на более чем 140 языках мира.
Одной из важнейшей форм деятельности ВГБИЛ является обслуживание абонентов по МБА. Абонентами МБА являются городские, районные, областные, республиканские, библиотеки различных городов России, а также научные библиотеки высших учебных заведений. По МБА абонентам выдаются во временное пользование оригиналы отечественных и иностранных изданий, которые пересылаются наземной почтой заказными бандеролями. Ежегодно Библиотека от своих абонентов получает около тысячи заказов, которые поступают как по традиционной, так и по электронной почте.
Хотя объемы обслуживания по МБА ВГБИЛ несравнимы с объемами БЕН РАН (более 20-ти тысяч выполняемых ежегодно заказов), обеспечивать четкую работу службы МБА без использования средств вычислительной техники стало достаточно затруднительно. В связи с этим нами по заказу ВГБИЛ было проведено предпроектное обследование системы МБА ВГБИЛ, составлено и согласовано с руководством отдела МБА техническое задание, по которому была разработана и внедрена автоматизированная система МБА.
Система МБА, отвечающая потребностям и технологии, принятой во ВГБИЛ,  реализована под Microsoft SQL-server 2005 (установленным в операционной системе WINDOWS 2003) с использованием стандартных средств сервера и IDC технологии. Работа пользователей с системой осуществляется в удобном пользовательском интерфейсе с помощью стандартных Интернет-браузеров, таких как Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera.
Система поддерживает базу данных «Абоненты» и базу данных «Заказы» и обеспечивает следующие функции:

База данных «Абоненты» содержит следующие данные: название организации абонента, почтовый адрес, код абонента, фамилия ответственного лица, электронный адрес. Кроме того, абоненту присваиваются уникальные логин и пароль для возможности формирования заказов через Интернет.
Поиск абонента проводится по коду абонента, фрагментам адреса и названия организации. Система выдает исчерпывающую информацию о найденном абоненте, а также список операций, связанных с данным абонентом. Пользователю предоставляется возможность корректировки информации об абоненте и о договоре с абонентом, блокировки новых заказов (при задолженности по возврату изданий), ввода (редактирования) денежных поступлений, регистрации возврата средств абоненту, просмотра заказов данного абонента, просмотра (редактирования) отправленных ему бандеролей, а также просмотра невозвращенных в срок заказов. Система позволяет сформировать информационное сообщение о задолженностях абонента, которое направляется абоненту по электронной почте или в виде распечатки по обычной почте. Сообщение содержит следующие элементы: код абонента, номера и даты заказов (срок пользования которых уже истек), инвентарные номера выданных изданий, дату формирования сообщения.
Кроме того, система формирует таблицу контроля денежных средств абонента, содержащую информацию о суммах поступлений от абонента, стоимости отправленных ему письмах и бандеролях, текущем остатке денег на счете (см. рис.1).

   

Рис.1

Заказы по МБА в Библиотеку иностранной литературы поступают на бланках-заказах по традиционной почте, а также в стандартной форме по электронной почте. Данные с поступивших заказов (номер заказа, дата поступления заказа,  библиографическое описания издания) вводятся в систему оператором. В системе также реализован ввод заказа через Интернет, когда абонент вводит данные о заказе в поля специальной формы (номер заказа, элементы библиографического описания требуемого издания). Введенные через Интернет данные о заказе автоматически регистрируются в системе.
Следует отметить, что перед тем, как предоставить пользователю возможность формировать новый заказ, система автоматически проверяет, есть ли деньги на счете абонента, а также, не является ли данный абонент должником по возврату изданий.
Для  регистрации выдачи издания  оператор системы выбирает заказ по его номеру и коду абонента, а затем вводит шифр хранения издания, инвентарный номер,  выбирает срок пользования изданием (по умолчанию – 14 дней).
Если заказ абонента по какой-либо причине не может быть выполнен, в системе необходимо зарегистрировать отказ. Оператор вызывает соответствующий заказ по его номеру и коду абонента и выбирает из списка необходимый вид отказа: нет библиотеке, не выдается, временно недоступен, на реставрации, большой формат, издание списано, документ занят, уточнить. После регистрации отказа система автоматически формирует сообщение об отказе для отправки абоненту по электронной почте, а также предоставляет возможность его распечатать для отправки по традиционной почте.
При возврате изданий абонентом в Библиотеку оператор регистрирует возврат в режиме «Регистрация возврата». А затем после передачи возвращенных изданий в отдел фондов регистрирует возврат в режиме «Регистрация поступления издания в отдел фондов».
Из заказов, на которые зарегистрирована выдача издания, формируются бандероли. После ввода кода абонента, для которого необходимо сформировать бандероль, система выдает описания заказов для данного абонента, доступных для включения в бандероль. Оператор выбирает нужный заказ и включает его в бандероль, активизируя ссылку «Включить в бандероль», которая находится под описанием соответствующего заказа.После включения в бандероль всех необходимых заказов и активизации ссылки «Закончить формирование» оператор вводит количество вложений в данную бандероль и ее вес. Система автоматически определяет стоимость бандероли в зависимости от указанного веса. Далее при необходимости можно перейти к формированию следующей бандероли для данного абонента.
Для каждой бандероли формируется ее опись, которая вкладывается в бандероль, и этикетка, которая наклеивается на бандероль. Пример «Описи бандероли» и «Этикетки» представлены соответственно на рис.2 и рис.3.

АБОНЕНТ 1054 п


Отправитель:
Всероссийская государственная
Библиотека иностранной литературы
109189, Москва, ул. Николоямская, д.1


Количество единиц вложения 5
Срок пользования 14 дней
Дата отправки 12.11.2008
Подпись отправителя

Рис.2

   

Рис.3

После окончания формирования бандеролей для данного абонента система предложит сформировать  информационное сообщение об отправленных бандеролях, которое  содержит информацию о количестве отправленных бандеролей, общей стоимости бандеролей (без НДС), стоимости с НДС, оставшейся сумме на счете абонента, дате формирования сообщения. Данное сообщение передается абоненту по электронной почте или распечатывается и пересылается по обычной почте.
Для пересылки бандеролей почта требует заполнения специального документа «Списка заказных бандеролей, подготовленных к отправке», который автоматически формируется системой. Список содержит следующие данные о бандеролях: адрес абонента; наименование абонента; количество изданий в бандероли; вес бандероли; стоимость (включая НДС); общее количество бандеролей в списке и их суммарную стоимость (см. рис.4).

   

Рис.4

Наряду с бандеролями в системе предусмотрена возможность формирования писем, направляемых абонентам. Для регистрации нового письма в системе указывается код абонента, а затем вводится вес письма, по которому автоматически определяется его стоимость. Также как и для бандеролей, после формирования писем для данного абонента формируется информационное сообщение, в котором указывается количество отправленных писем, их общая стоимость (без НДС), стоимость с НДС, оставшаяся сумма на счете абонента, дата формирования сообщения. Кроме того, для почты система формирует документ «Список простой письменной корреспонденции отправленной МБА Библиотекой иностранной литературы», который содержит количество писем, их вес и стоимость за пересылку.
Система предоставляет пользователю широкий спектр поисково-статистических функций. Сотрудники отдела МБА Библиотеки при работе с системой получают статистические данные за заданный период времени: о количестве абонентов, зарегистрированных в системе, количестве поступивших заказов за указанный период, количестве зарегистрированных отказов, выданных единиц хранения и отправленных бандеролей. Система обеспечивает поиск заказов по различным поисковым полям (код абонента, номер заказа, шифр хранения, инвентарный номер, дата заказа, дата отправки бандероли) и их сочетаниям. Автоматически производится контроль сроков выполнения заказов и своевременного возврата изданий для всех абонентов: формируется список заказов, для которых истек срок обработки, а также список заказов, у которых истек срок пользования изданием.
Абоненты Библиотеки иностранной литературы имеют возможность через Интернет получать необходимые данные из системы. После авторизованного входа в систему в режиме «Просмотр заказов» абоненту доступна полная информация о его заказах, которые сгруппированы по разделам:

В режиме «Контроль денежных средств» система предоставит полную информацию по истории всех денежных операций данного абонента: сколько и когда поступило денег на его счет, номера поступлений; даты отправления абоненту бандеролей; количество вложений в каждую бандероль, ее вес и стоимость; даты отправления абоненту писем, их вес и стоимость. После каждой денежной операции указывается сумма, оставшаяся после ее выполнения на счете абонента.
Автоматизированная система МБА успешно работает в Библиотеке иностранной литературы в режиме промышленной эксплуатации. В течение 2008 года в систему было введено 986 заказов, сформировано 76 бандеролей (из 403 единиц хранения) и 22 заказных письма. В настоящее время в системе зарегистрировано 188 абонентов Библиотеки.
Учитывая, что ВГБИЛ работает по более-менее стандартной технологии, разработанная система МБА может быть внедрена и в других отдельных библиотеках, выполняющих достаточно большое количество заказов.

Литература

  1. Власова С.А., Докторов Я.Я., Каленов Н.Е. Автоматизированная система обслуживания читателей по МБА на ПЭВМ типа IBM PC для библиотек сети БЕН АН СССР // Автоматизированные библиотечно-информационные системы: Тезисы докладов и сообщений IY научного семинара с международным участием (14-16 мая 1991г.; Новосибирск), 1991. – С. 62-64.
  2. Власова С.А. Типовые программные решения для использования электронной почты в технологии МБА // Автоматизированные информационно-библиотечные системы / VI Сибирский научный семинар с международным участием. Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск. 1-6 июля 1996 г., 1996. – С. 72-73.
  3. Власова С.А., Каленов Н.Е., Колерова Т.С. Комплексная автоматизированная система обработки заказов по межбиблиотечному абонементу // Межотраслевая информационная служба: Научно-методический журнал, - M., 2006. - N 1, - C. 48-52.
  4. Власова С.А. Современные технологии в процессах обслуживания пользователей ЦБС БЕН РАН // Мир библиотеки. - Алматы, 2008. - N 3, - C. 19-23.