Анализ информационных потребностей пользователей ЦБС БЕН РАН

Слащева Н.А., Миронова Н.В.
(Библиотека по естественным наукам РАН)

Являясь одним из крупнейших центров информационного обеспечения научных исследований, Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН стремится в максимальной степени учитывать в своей деятельности «данные обратной связи» - оценку пользователями качества предоставляемых ею услуг. С этой целью Библиотека проводит регулярно анкетирование своих пользователей, организует совещания с сотрудниками институтов РАН, внедряет в практику своей работы экспертизу учеными предложений книжного рынка и т.п.
В начале 2009 г. было проведено очередное исследование, цель которого заключалась в определении информированности пользователей БЕН РАН о возможностях ее сайта и представленных на нем ресурсов для информационной поддержки научных исследований. Для этого была разработана анкета, содержащая вопросы, направленные на сбор сведений о респондентах, их оценке электронных каталогов БЕН РАН и автоматизированной системы заказов по межбиблиотечному абонементу (МБА), а также на получение дополнительных данных, отражающих современную картину информационных потребностей пользователей. Анкета распространялась среди сотрудников академических институтов, обслуживаемых библиотеками, входящими в централизованную систему БЕН РАН.
Материалы исследования - достаточно репрезентативны, было обработано 710 анкет. Основную группу респондентов (табл. 1) составили научные сотрудники НИУ РАН, это около 83% опрошенных. На долю инженерно-технических работников и учащихся пришлось 9% и 8% соответственно. К возрастной категории (табл. 2) пользователей «Более 50 лет» относилось 50% опрошенных, доля специалистов в возрасте до 30 лет составила около 15%.
Таблица 1
Распределение респондентов с учетом профессиональной направленности

Должность

Количество респондентов

1. Научные сотрудники

588

2. ИТР (в т.ч. сотрудники библиотек)

66

3. Аспиранты, магистранты, студенты

56

 

Таблица 2. Распределение респондентов с учетом возрастной категории

Возраст

Количество респондентов

1. до 20 лет

3

2. 20-30 лет

99

3. 30-40 лет

115

4. 40-50 лет

129

5. более 50 лет

358

6. возраст не указан

6

         

  В ходе анкетирования было выявлено, что четвертая часть опрошенных не использует сайт БЕН РАН. Данная категория респондентов была проанализирована с учетом их принадлежности к определенной возрастной группе (рис. 1). Наименьшее значение этого показателя зафиксировано в возрастной категории «30-40 лет» - только 21% опрошенных данной категории не использует ресурсы, представленные на сайте БЕН РАН. Самый большой процент (около 30%) респондентов, не использующих сайт БЕН РАН, отмечен у пользователей в возрасте до 30 лет (совокупное значение категорий «до 20 лет» и «20-30 лет»).

Рис. 1. Доля респондентов в своей возрастной категории, не использующих сайт БЕН РАН

Далее рассмотрим более подробно информационные потребности участников опроса, использующих ресурсы, представленные на сайте БЕН РАН. Из 710 опрошенных 531 относятся к данной категории пользователей. При этом каталог журналов БЕН РАН востребован почти 100 % опрошенных, каталог книг и продолжающихся изданий – 65%. Участникам исследования было предложено оценить данные ресурсы по пятибалльной системе (табл. 3 и 4). В результате, наибольшее количество респондентов (46%) поставили пять баллов за журнальный каталог БЕН РАН, совокупная оценка «5» и «4» была высказана 86% респондентов. Соответственно 76% опрошенных выставили за каталог книг и продолжающихся изданий БЕН РАН пять или четыре балла, оценка «4» была высказана наибольшей аудиторией (42%).

Таблица 3. Распределение баллов (оценок) для каталога журналов БЕН РАН

Балл – каталог журналов БЕН РАН

Количество респондентов

Оценка «1»

3

Оценка «2»

6

Оценка «3»

44

Оценка «4»

202

Оценка «5»

238

не оценили

33

Таблица 4. Распределение баллов (оценок) для каталога книг и продолжающихся изданий БЕН РАН

Балл – каталог книг БЕН РАН

Количество респондентов

Оценка «1»

16

Оценка «2»

7

Оценка «3»

39

Оценка «4»

145

Оценка «5»

108

не оценили

31

Также в ходе анкетирования сотрудникам библиотек ЦБС БЕН РАН (40 зав. библиотеками включены в состав респондентов категории ИТР) было предложено оценить возможности автоматизированной системы заказа литературы по МБА БЕН РАН, которая уже давно зарекомендовала себя как одна из самых эффективных, удобных и дружественных, что показала и настоящая работа: 82,5% использующих данный продукт поставили оценку «5»; 12,5% - оценку «4».
С точки зрения тематической направленности интересы использующих сайт БЕН РАН распределились следующим образом (табл. 5). К политематической категории были отнесены респонденты, указавшие в анкетах два и более интересующих их научных направления. Следует отметить, что это оказалась самая многочисленная часть опрошенных, она составила 28%.

Таблица 5. Распределение респондентов, использующих сайт БЕН РАН, с учетом тематики исследований

Тематика

Количество респондентов

1. Политематическая категория

150

2. Биология

107

3. Физика

82

4. Химия/науки о материалах

74

5. Науки о Земле

68

6. Технические науки

26

7. Другие

21

8. Математика/ИКТ

3

 Одной из задач настоящего исследования было также определить, насколько пользователи ЦБС БЕН РАН информированы о возможностях современного информационно-библиотечного сервиса, и каких нововведений они ожидают от современной библиотеки. Поэтому, кроме непосредственной оценки существующих ресурсов БЕН РАН, респондентам было предложено ответить на ряд дополнительных вопросов. Так, например, необходимы ли Вам консультации по использованию электронных ресурсов. Результаты представлены на рис. 2. Пользователи, давшие отрицательный ответ, были проанализированы с учетом их принадлежности к определенной возрастной группе (рис. 3). Таким образом, потенциальная аудитория, которой необходимы в той или иной степени консультации специалистов в области информационного обслуживания, составляет около 30%.

Рис. 2.

Рис. 3. Доля респондентов в своей возрастной категории, не нуждающихся в консультациях по использованию электронных ресурсов

В ходе исследования была проанализирована востребованность других разделов сайта БЕН РАН с целью их дальнейшего развития. Респондентам было предложено указать, какие еще ресурсы, размещенные на сайте БЕН РАН, они используют. В результате были выделены 5 основных функциональных групп источников информации (табл. 6).

Таблица 6. Распределение используемых ресурсов на сайте БЕН РАН (за исключением каталогов)

Ресурсы на сайте БЕН РАН

Количество респондентов

1. Ссылки на другие ресурсы (в т.ч. полнотекстовые источники, справочники, энциклопедии, стартовые точки)

50

2. Ссылки на каталоги других библиотек (в т.ч. каталоги отделов БЕН РАН)

48

3. Новости, новые поступления, выставки

37

4. Научная и технологическая деятельность БЕН РАН (в т.ч. экспертная система комплектования)

30

5. Библиографические ресурсы (в т.ч. труды сотрудников НИУ РАН, база данных «Физика плазмы»)

11

 

Наряду с анализом использования собственных ресурсов БЕН РАН, анкета содержала вопрос об электронных каталогах других библиотек, при ответе на который 34 % опрошенных указали как минимум один внешний ресурс. Более детальные результаты представлены в табл. 7.

Таблица 7. Распределение используемых электронных каталогов других библиотек

Учреждение

Количество респондентов

1. РГБ

56

2. МГУ

49

3. ГПНТБ РФ

49

4. Отделы БЕН РАН

48

5. Библиотеки ВУЗов РФ

21

6. ВИНИТИ РАН

19

7. Библиотеки зарубежных университетов

15

8. ЦНСХБ

12

9. Другие

11

10 Библиотека Конгресса США

10

11. ЦНМБ

7

В ходе анкетирования пользователям предоставлялась возможность высказать свои замечания и предложения, связанные с информационно-библиотечным обслуживанием. Несмотря на имеющиеся в настоящее время возможности получения полнотекстовой информации, большая часть респондентов (около 16%) отметила необходимость увеличения доступа к различным электронным ресурсам, в т.ч. отечественным и зарубежным журналам и их архивам, базам данных, справочным изданиям и др. Ряд пользователей высказывали пожелания об интерфейсе и ретроконверсии каталогов. Также были предложения об организации дополнительного информирования, обучающих семинаров, посвященных новым возможностям информационного сопровождения научных исследований.

Результаты настоящего исследования показали следующее.