Создание и управление единой информационной средой НТБ ВолгГТУ
Рамзина И. М.
(НТБ ВолгГТУ)
Конкуренция на рынке образовательных услуг требует постоянного повышения качества образовательных услуг и уровня научных исследований и разработок. В этом процессе одну из главных ролей должна играть библиотека. Уровень информатизации современного общества заставляет по-новому взглянуть на процессы отбора, обработки и хранения информации в библиотеках, особенно в библиотеках учебных заведений. Только благодаря наличию в фонде библиотеки актуальной информации, предоставлению доступа к электронным научно-образовательным ресурсам можно вести речь о качественной подготовке специалистов.
Научно-техническая библиотека ВолгГТУ одна из крупнейших библиотек Нижнего Поволжья. В настоящее время в вузе обучается более 20 000 студентов, 450 аспирантов, 1200 преподавателей и 2000 сотрудников. Фонд НТБ - более 1,6 млн. экземпляров изданий научной и учебной литературы. К услугам читателей – 8 абонементов, 10 читальных залов, 4 интернет-класса, читальный зал электронных документов (электронная библиотека), во всех отделах осуществлен доступ в Интернет.
Для того чтобы адекватно реагировать на изменения в научной и экономической жизни вуза, нам пришлось менять методы работы. Они стали основываться на анализе состояния дел, перспектив дальнейшего развития, ресурсных возможностей как человеческих, так и материальных.
Сегодня можно выделить следующие направления информатизации библиотечно-библиографических процессов:
Трудно переоценить роль и возможности автоматизированной информационно-библиотечной системы в этих процессах, поскольку лишь с ее помощью библиотека смогла кардинально изменить организацию и технологию своей работы, взаимоотношения с читателями и предоставить современные услуги пользователям.
Первые шаги в области автоматизации информационно-библиотечных процессов относятся к 90 годам. Именно тогда были поставлены задачи перехода от традиционных методов работы к освоению компьютерных технологий. Использование АИБС в библиотеке, с одной стороны, способствовало развитию новых технологий, инновационных процессов, появилась возможность успешной реализации эффективных нетрадиционных решений. С другой стороны, это дало возможность совершенствовать процесс управления инновациями, добиться высокой организационной культуры, обеспечить качество библиотечных услуг.
В 1992 году создана БД «Публикации сотрудников университета», которая является основополагающей при рейтинговой оценке деятельности преподавателей вуза. Базы данных «Труды… вуза» являются традиционными для вузовских библиотек, они, как правило, однотипны по структуре и содержанию и отличаются только программным обеспечением. Если критерием оценки эффективности использования БД считать ее востребованность, количество обслуживаемых потребителей и результативность поиска, то БД «Публикации сотрудников ВолгГТУ» заслуживает отдельного внимания.
Поводом для создания электронной базы публикаций послужило введение в вузе рейтинговой системы оценки знаний студентов и достижений преподавателей. Этот вопрос был отражен в вузовской документации, в частности, в Положении «О рейтинговой оценке деятельности преподавателей, кафедр и факультетов ВолгГТУ» (1992 г.). В нем было дано четкое указание регистрировать и учитывать публикации только в библиотеке вуза и только после визуального просмотра работы ее сотрудниками. В настоящее время обладателям наибольшего количества публикаций устанавливается годичная надбавка к должностным окладам. Разработанная сотрудниками вычислительного центра и библиотеки программа полностью отвечает запросам читателей. Ее использование позволяет нам проводить аналитические исследования и прогнозы в части публикуемых работ, оценивать динамику научной продуктивности преподавателей. По установленным параметрам можно составлять следующие отчеты:
На сегодняшний момент БД насчитывает около 45 000 библиографических записей, ежегодно пополняясь более чем 3 000 записей.
В 1997 году с вводом в эксплуатацию автоматизированной системы MAРK-SQL происходят принципиальные изменения в технологии работы. Поэтапно внедряются модули программного обеспечения: Каталогизация, Книгообеспеченность, Периодика, Абонемент, Комплектование, Поиск. Традиционный карточный каталог переводится в электронный, формируются БД различного назначения («Каталог книг», «История ВолгГТУ», «Диссертации ВолгГТУ», «Систематическая картотека статей», «Периодические издания »).
В 2006 году библиотека впервые провела обслуживание читателей в автоматизированном режиме и внедрила электронную книговыдачу на базе электронного каталога. Это – новая услуга для пользователей и принципиально новые возможности для библиотекаря. Использование этого модуля в процессе обслуживания установило новые взаимоотношения между библиотекарем и пользователем. Электронный формуляр позволяет видеть читателя не в общей массе и даже не в отдельных группах, а индивидуально. Сегодня мы можем охарактеризовать активность каждого из наших читателей, воспользовавшихся услугами абонемента: сколько изданий было ему выдано в течение учебного года, сколько продлено и на какой срок, какие нарушения были им допущены и многое другое. После внедрения этого модуля мы предоставили нашим читателям возможность самостоятельно получать информацию о количестве взятой на абонементе литературы и сроках ее возврата.
Новая версия программного обеспечения MAРK-SQL 1.11 позволила повысить привлекательность и информативность для читателей электронного каталога и баз данных. Это достигается путем добавления (или линкования) дополнительной информации к библиографическим описаниям изданий в формате MARC. Для присоединения различного вида файлов применяется режим «Макрообъекты».
Полнотекстовые документы представлены в формате PDF и Word. Особенно пристальное внимание уделяется полнотекстовым внутривузовским изданиям. Все издания с 2005 года в электронном виде в обязательном порядке передаются в библиотеку. Сейчас БД «Издания РПК «Политехник» насчитывает более 700 документов. Это уникальная информация, которая востребована в рамках учебного процесса. Помимо полнотекстовых файлов к библиографической записи каталога присоединяются сканированные оглавления книг, отдельные главы, что, несомненно, способствует раскрытию научных фондов, более эффективному справочно-библиографическому обслуживанию. Например, в БД «Периодические издания» можно посмотреть содержание журнала за несколько лет, открыв макрообъект «Указатель статей…»; в БД «История ВолгГТУ» все библиографические записи содержат полнотекстовый материал. Вся информация, содержащаяся в электронном каталоге библиотеки, представлена как в локальной сети библиотеки, так и в Интернете. Это реализовано использованием Интернет-версии MAPK-SQL.
Одним из приоритетных направлений формирования электронных ресурсов является обеспечение сохранности библиотечного фонда путем формирования электронной коллекции, оцифровки наиболее ценных и редких изданий, применения новых форм и методов защиты фонда. Нами планируется создание электронного архива периодических изданий с 1930 года, находящихся в фонде библиотеки, а также создание узкотематических баз данных по различным дисциплинам. Оцифровка - достаточно дорогостоящий процесс, поэтому мы производим отбор и устанавливаем для себя очередность оцифровки тех или иных изданий.
В настоящее время библиотека ведет постоянную работу по обеспечению доступа к полнотекстовым и реферативным базам данных по профилю вуза, к отечественным и зарубежным электронным информационным ресурсам. Наша задача состояла в работе с организациями, предоставляющими доступ к научной информации в электронной форме: уточнялись условия доступа, подписывались лицензионные соглашения, организовывалось тестирование ресурсов. Для того, чтобы технически и организационно обеспечивать доступ читателей в Интернет, необходимо иметь соответствующим образом подготовленных консультантов. Для этой цели наши сотрудники прошли обучение в тренинг-центре SCIENCE ONLINE, что позволило утвердить рабочую программу по обучению магистров, аспирантов, профессорско-преподавательского состава самостоятельному поиску информации по БД. Занятия проводятся в форме тренинга два раза в год в электронном читальном зале, где доступ ко всем ресурсам является бесплатным. Сегодня в распоряжении пользователей доступ к банку данных ВИНИТИ, РГБ, к полнотекстовым авторефератам диссертаций Российской национальной библиотеки, Университетской информационной системе, Научной электронной библиотеке РФФИ. Активно сотрудничая с НЭИКОН, мы получили доступ к 22 англоязычным базам данных по профилю нашего вуза, таким как Американское химическое общество, Американское физическое общество, журналам по материаловедению, базам данных Института электроники и электронной инженерии и т.д. Анализ использования этих ресурсов показал, что благодаря тренингам мы смогли преодолеть психологический барьер у пользователей, доказать преимущества использования БД в образовательном процессе и научных исследованиях.
Ресурсы библиотеки доступны как в локальной сети вуза, так и в Интернет.
Важнейшей составляющей единой информационной среды университета является веб-сайт библиотеки. Как показывает практика, веб-страница - самый предпочтительный источник информации. С домашней страницы наши читатели имеют возможность получить доступ ко всем ресурсам библиотеки и информацию по часто задаваемым вопросам, методическую и консультационную помощь по поиску информации, алгоритмы работы с источниками и др. Доступ к ресурсам возможен в любое удобное для пользователей время с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Хотелось бы отметить, что своим активным продвижением инноваций библиотека поставила читателей в трудные условия, и проблема формирования информационной культуры обозначилась со всей остротой. Информационная грамотность, осведомленность об услугах и умение ими пользоваться достигались как совершенствованием обучающих программ (создан мультимедийный курс лекций для студентов 1-4 курсов по информационной культуре), так и созданием комплекса услуг по оказанию помощи читателям. Для эффективной поддержки пользователей создана интерактивная помощь в электронном каталоге, которая помогает им получать практически мгновенно информацию, поясняющую специфику поиска. Подготовлен целый ряд рекламно-обучающих материалов как в традиционном, так и электронном виде («Поиск в электронном каталоге ВолгГТУ», «Путеводитель по библиотеке», «В помощь дипломнику», «Электронный заказ и бронирование изданий»).
В заключение хотелось бы отметить, что работа по созданию и управлению автоматизированными процессами позволила нашему коллективу найти новые методы управления ими. Используя стратегическое планирование, разрабатывая варианты качественного улучшения системы обслуживания читателей, мы создаем, тем самым, условия для повышения эффективности своей работы. Но все, что мы делаем и будем продолжать делать, невозможно без поддержки руководства университета. Именно благодаря высокому уровню финансирования, постоянному обновлению материально- технической базы мы имеем возможность реализовывать свои планы.
Литература