О тенденциях спроса на информационные продукты ВИНИТИ РАН
Цветкова В.А.
(ВИНИТИ)
Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН, решая свою основную задачу по информационному обеспечению науки, образования, новой инновационной экономики реферативной информацией, предлагает пользователям свои информационные продукты в разных формах с учетом развития современных информационных технологий.
Структура основных информационных продуктов основана на принципе диверсификации, когда один и тот же информационный массив используется для подготовки информационных продуктов, ориентированных на разные категории потребителей. Одни предпочитают печатные издание, другие эти же издания, но в электронной форме, третьи – базы данных.
Основными продуктами, предлагаемыми ВИНИТИ на настоящем этапе, являются Реферативный журнал (РЖ) в печатной и электронной (ЭлРЖ) формах и Базы данных (БД), доступные как в on-line так и в off-line. Печатный РЖ ВИНИТИ распространяется на рынке более 50 лет, базы данных – более 20 лет (ретроспектива с 1989 г.), ЭлРЖ – немногим более 10 лет.
К началу 2009 г. предпочтения потребителей относительно предлагаемых форм информационных продуктов следующие: наибольшим спросом пользуется РЖ в печатной форме (63%), за ним следует РЖ в электронной форме (21%), далее – БД (16%). Из рассмотрения мы исключили запросы на базы данных в режиме on-line и микрофишированные издания. Последние предоставляются исключительно в целях международного книжного обмена.
Наблюдения показывают, что потребители, наряду с печатной версией, стали все в большей степени ориентироваться на ЭлРЖ. В качестве причин этого, с нашей точки зрения, можно указать:
В данной работе рассмотрим два аспекта, влияющих на реальное использование информационных продуктов ВИНИТИ. Первый аспект связан с исследованием динамики продаж на рынке на примере распространения ЭлРЖ в разрезе тематических направлений. Второй аспект показывает реальную читательскую аудиторию на примере исследования обращений к информационным продуктам ВИНИТИ в ряде крупных библиотек.
Спрос на информационные продукты ВИНИТИ не является стабильной величиной. Он постоянно меняется, отражая и развитие экономических и приоритетных направлений, и подготовленность пользователей тех или иных тематических направлений к работе с электронными ресурсами.
Информационные продукты ВИНИТИ в электронной форме предпочитают специалисты следующих направлений: автоматика и вычислительная техника; химия; отдельные направления биологии (ботаника, онкология, микробиология и др.); отдельные направления геологии, металлургии. Наиболее выражены предпочтения к электронным формам у специалистов в области механики и физиков, особенно в сфере сверхпроводимости. Те же продукты, но в печатной форме предпочитают специалисты следующих тематических направлений: астрономия; машиностроение; транспорт; электротехника; энергетика. Взаимовлияние электронных и печатных форм было рассмотрено в работе [1].
Более подробно рассмотрим, как в течение десяти лет (1998-2008 гг.) менялась ситуация на рынке в части спроса на ЭлРЖ. Анализ подписки на электронную версию Реферативных журналов (ЭлРЖ) за период с 1998 по 2008 год показывает рост почти в 5 раз за счет увеличения как количества подписчиков, так и объема подписки, в первую очередь, в вузах, рис. 1.
Рис. 1. Динамика подписки на ЭлРЖ в 1998-2008 гг.
Это – общая картина. Однако она достаточно сильно различается, если рассматривать отдельные тематические направления.
Автоматика и радиоэлектроника. По сравнению 1998 годом подписка возросла в 3 раза к 2008 году. Максимальный интерес к этой тематике наблюдался в период 2004-2005 год, в это время среди подписчиков появились новые организации, созданные на базе бывших НИИ, однако в 2008 году проявилась негативная тенденция: объем продаж несколько сократился.
Биологии и биотехнологии. Традиционно пользуются большим спросом. За период 1998 -2008 год подписка возросла почти в 3 раза. В 2007 год наблюдался небольшой спад, а в 2008 году спрос на эти журналы возрос в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Наибольшим спросом пользуются выпуски «Биотехнология», «Зоология», «Физиология человека и животных»
Горное дело. Наибольший спрос наблюдался в период с 2004 по 2007 год. В 2008 г. наблюдалось падение спроса. Наиболее популярен раздел «Разработка нефтяных и газовых месторождений»
Металлургия. Спад наблюдался в 2007 году, но в 2008 г. вновь наметилась тенденция к росту. По сравнению с 1998 годом подписка возросла в 7 раз.
Транспорт. Статистика показывает рост спроса за рассматриваемый период. С 1998 г. подписка возросла в 5 раз и за последние 5 лет приобрела стабильный характер. Следует отметить резко возросший спрос на журналы «Автомобильный и городской транспорт» в 2008 г. и небольшой спад подписки на журналы по теме «Воздушный транспорт»
Физика и Химия. В 2007 году имело место сокращение спроса, но в 2008 г. наметился заметный рост. Возможно, это связано с ростом интереса к проблеме «Нанотехнологии».
Электротехника и энергетика. Динамика характеризуется устойчивым ростом в течение 10 лет.
География. Максимальная подписка была в 2007 г. Одинаковым спросом пользовались все журналы.
Геология и геофизика. С 2001 г. по 2008 г. наблюдается стабильный спрос на информационные продукты по данной проблеме с небольшой положительной ежегодной динамикой.
Машиностроение. Подписка возросла в 3 раза к 2008 г. по сравнению с 1998 годом, с 2001 г. тираж подписки оставался практически постоянным.
Механика и Охрана окружающей среды. С 2001 г. объемы подписки остаются практически постоянными.
Экономика промышленности. Наблюдался постоянный рост подписки.
Таким образом, электронные Реферативные журналы в течение десятилетия постепенно завоевывают свою площадку на информационном рынке.
Однако, по-нашему мнению, исследований только на основе данных подписки или распространения по договорам недостаточно для получения реальной картины интереса специалистов к этой форме информационных продуктов.
Безусловно, что представленные данные необходимо дополнить статистикой обращений к базам данных в режиме on-line, а также сведениями об организации обслуживания на основе баз данных, распространяемых ВИНИТИ в режиме off-line.
Учитывая, что информационные продукты ВИНИТИ давно стали продуктами «коллективного» пользования, проведено исследование читательской аудитории (конкретных читателей) в ряде библиотек. В данном эксперименте нам помогли специалисты крупнейших библиотек ГПНТБ СО РАН, БАН, БЕН РАН, ГПНТБ России, РГБ.
Только в ГПНТБ России в 2008 г. было более 96 тыс. обращений к печатным изданиям ВИНИТИ. Библиотека академии наук (БАН) информирует о том, что ежегодно фиксируется 6-7 тыс. разовых запросов на всю хронологическую глубину комплекта Реферативных журналов ВИНИТИ. Наиболее активно используются читателями РЖ по Химии, Биологии, Геологии, Геофизике и Математике. Более глубокие и детальные сведения предоставила ГПНТБ СО РАН. Данные приведены за несколько лет в разрезе основных тематических направлений. Общее число обращений в этой библиотеке к информационным продуктам ВИНИТИ составило около 70 тыс. При этом наблюдался постоянный рост обращений в области физики, механики, вычислительных технологий, географии, геологии и геофизики, горного дела, химии, экономики. Падение обращений наблюдалось в сфере автоматики и радиоэлектроники, математики, медицины. Охраны окружающей среды.
Если сопоставить данные, полученные на основе анализа подписки, с данными, полученными от библиотек, то они не всегда отражают одинаковые тенденции. Например, по нашим данным наблюдается падение спроса на информационные материалы по Горному делу, тогда как по данным ГПНТБ СО РАН динамика запросов читателями положительная.
Наше исследование показывает, что оценку спроса на информационные продукты ВИНИТИ нельзя основывать только на основе подписных (тиражных) показателей. Оценка должна иметь комплексный характер и включать статистику подписных (договорных) тиражей, обращения в режиме on-line, а главное, – реальный читательский спрос в библиотеках как центрах коллективного пользования информационными продуктами ВИНИТИ.
Литература