Информационное обеспечение науки. Новые технологии

Специфика информационного обеспечения современных форм
организации научных исследований

Шабурова Н.Н.
(Научная библиотека Института физики полупроводников СО РАН)

Известно, что информационное обеспечение (ИО) науки основывается на логике научного познания и проводится в соответствии с этапами исследований различных категорий – фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок (ОКР). Для проведения фундаментальных и прикладных исследований (НИР) требуются, в первую очередь, системные знания. По определению Д.И. Блюменау “системные знания – это совокупность (система) суждений науки, фиксирующих устойчивые, необходимые связи и свойства предметов и явлений объективного мира. Системные знания составляют структуру науки и являются неотъемлемой основой и конечной целью научно-технической деятельности” [1, с. 8]. Такие знания предоставляет научно-техническая литература. ОКР, в отличие от НИР, включают этапы создания опытно-промышленного образца, его испытания и внедрения, и доработки технической документации на выпуск серии образцов в промышленных условиях [4].

В процессе проведения НИР и ОКР, по мере перехода исследований от этапа к этапу, то есть по мере решения конкретных задач, системные знания начинают требоваться все менее, а возникает необходимость в знаниях другого характера [2]. Появляется потребность в информации для выбора и определения, какие технологические разработки предпочтительнее, как рациональнее их проводить и где лучшая сфера их применения. Такая информация представляет собой основу для формирования “ситуативных знаний – предложений науки и техники, которые отражают не устойчивые и необходимые, а временные, конъюнктурные, соотнесенные с определенной ситуацией связи и отношения, и которые не являются элементами науки как системы” [1, с. 8]. На основе такой информации чаще всего и принимаются творческие и управленческие решения. Очевидно, что для естественнонаучного направления информация для ситуативных знаний содержится не в научно-технической, а в конъюнктурной, методологической, нормативно-технической, производственной, правовой, патентно-лицензионной, экономической и социально-политической литературе. Табл. 1 показывает степень изменения потребностей ученых в системных и ситуативных знаниях на различных этапах научных исследований (табл. 1).

В таблице 1 введены следующие обозначения:

  1. Научно-организационный или подготовительный этап;
  2. Творческий процесс или основной этап;
  3. Обработка полученных результатов, создание новой научной информации –законов, гипотез и т.п. (или заключительный этап);
  4. Планирование практической реализации полученных результатов;
  5. Эскизное и техническое проектирование и макетирование;
  6. Разработка опытного образца;
  7. Экспериментальное испытание;
  8. Доработка и корректировка;
  9. Обобщение результатов, определение возможности внедрения в производство (или заключительный этап);
  1. Потребность в системных знаниях;
  2. Потребность в ситуативных знаниях.

 

  

Таблица 1

Изменение потребности в системных и ситуативных знаниях на различных этапах научных исследований различных категорий

 

Категории научных исследований

Фундаментальные

Прикладные

О К Р

Этапы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

+

+

+

+

 

 

 

 

 

B

 

 

 

+

+

+

+

+

+

В настоящее время, когда десятки лет существовавшее пятилетнее планирование НИР, устойчиво финансируемое государством, заменено, в основном, краткосрочными проектами с многообразными источниками финансирования, предоставляемыми на основе конкурсов, сами научные исследования организационно также преобразовались. Появились исследования в рамках индивидуальных и коллективных грантов, интеграционных проектов и программ, а также международных грантов и договоров с научными организациями и фирмами зарубежных стран.

Работа библиотеки нацелена на построение адекватной системы ИО всех форм организации науки, для чего необходимо, прежде всего, хорошо понимать их специфику, а затем и выработать подходы к их ИО. Один из современных подходов к ИО фундаментальных научных исследований предлагает В.А. Маркусова [5] - ИО надо начинать с этапа поиска ассигнований и включить отделам информации и библиотекам в свою повседневную деятельность работу по оповещению ученых об отечественных и зарубежных фондах, сроках предоставления заявок, о тематике деятельности фондов и некоторых стандартных (для зарубежных фондов) критериях отбора проектов. Более того, другие авторы призывают отделы информации и библиотеки принимать участие в поиске потенциальных спонсоров, фондов и партнеров [3, 6]. Другими словами, они подчеркивают необходимость предоставлять ситуативные знания еще до начала проведения самих исследований и разработок.

С целью выработки своих подходов к ИО библиотекой Института физики полупроводников (ИФП) СО РАН проведен ряд исследований. Анализ отчетов и экспертное анкетирование помогли выявить характер приоритетной информации для основных организационных форм науки. Поскольку библиотека ИФП специализируется на тематике исследований и разработок конкретного контингента ученых своего НИИ, то ее фонд укомплектован научно-технической литературой, практически не несущей ситуативных знаний. Однако, результаты исследований, приведенные в табл. 2, показали расширение потребности в ситуативных знаниях и явились подтверждением того, что настало время перестраивать систему ИО. Прежде всего, для ИО современных форм организации науки требуется изменение баланса системных и ситуативных знаний.

 

Таблица 2

Зависимость структуры информационной базы ИО от специфики современных организационных форм научных исследований

 

 

 Орг. форма научных исследований

Характер информации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

B

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

D

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

E

+

 

+

 

+

+

 

 

 

+

F

+

 

+

 

+

+

 

 

 

+

В таблице 2 приняты следующие обозначения.

Характер информации:

  1. Научно-техническая
  2. Методологическая
  3. Правовая
  4. Конъюнктурная
  5. Экономическая
  6. Социально-политическая
  7. Нормативно-техническая
  8. Патентно-лицензионная
  9. Производственная
  10. Рекламная

Организационная форма научных исследований:

  1. Гранты РФФИ
  2. Программы фундаментальных исследований РАН и СО РАН
  3. Интеграционные проекты СО РАН
  4. Контракты с хозяйствующими организациями
  5. Международные гранты
  6. Договоры с зарубежными фирмами

 

Для более детального изучения потребности в литературе, отсутствующей в фонде библиотеки ИФП, был проанализирован документопоток, полученный по МБА из других библиотек, за 1993 и 2003 гг. В качестве основного исследуемого признака принят содержательный.

Проведенный анализ показал, что в 1993 г. из 1128 полученных печатных единиц 1030 (91,31 %) составляли монографии, сборники, справочники и периодическая научно-техническая литература, предоставлявшая системные знания. Доля же литературы, несущей ситуативные знания, составляла 8,69 % (98 наименований): монографий и статей из периодических изданий по общественным наукам – 29 (2,57 %), нормативно-технической литературы – 23 (2,04 %), в т.ч. стандартов – 11 (0,98 %), производственной – 16 (1,42 %), патентно-лицензионной – 13 (1,15 %), экономической – 12 (1,06 %), методологической по организации производства и управления – 5 (0,45 %).

В 2003 г. из общего количества полученных 1083 документов 72,2 % (782 экземпляра) составляла научно-техническая литература. Доля литературы, несущей ситуативные знания, увеличилась до 27,8 % (301 документ): общественно-политической литературы – 138 (12,75 %), экономической – 46 (4,25 %), нормативно-технической – 57 (5,26 %), в т.ч. стандартов – 34 (3,14 %), производственной – 6 (0,55 %), патентно-лицензионной – 17 (1,57 %), экономической – 46 (4,25 %), методологической – 13 (1,2 %) и конъюнктурной – 24 (2,22 %).

Сравнительно-статистический анализ демонстрирует, что при сохранении общего количества полученных документов произошло изменение структуры информации. Полученные данные свидетельствуют, что у сотрудников ИФП СО РАН возросла потребность в литературе, обеспечивающей получение ситуативных знаний, более, чем в 3 раза (рис. 1). Это сопоставление можно считать еще одним подтверждением того, что для современных форм организации науки нужно перестраивать систему ИО, для чего необходимо перестраивать информационную базу.

Далее метод интервьюирования позволил понять, какие формы ИО, на взгляд опрошенных, могут в условиях работы академической библиотеки гипотетически предоставлять информацию для формирования ситуативных знаний. Опрошено 10 % научных сотрудников ИФП СО РАН: представитель администрации, руководители всех форм организации научных исследований фундаментального и прикладного направлений, а также разработчики, исполнители и индивидуальные обладатели грантов в рамках Президентской программы поддержки талантливой научной молодежи и Лаврентьевского конкурса молодежных проектов. Результаты интервьюирования продемонстрировали, что все используемые библиотекой формы ИО (индивидуальное и массовое СИ, групповое ИРИ, ретроспективный поиск в режиме “запрос-ответ” и комплексные методы) нацелены в настоящее время на удовлетворение потребности ученых в системных знаниях. Предоставление же ситуативных данных не охвачено формами систематической подачи информации, например СИ, ИРИ.

Рисунок 1. График изменения потребности в литературе, полученной по МБА библиотекой ИФП СО РАН.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

Современные формы развития значительной части научных исследований ориентированы на конъюнктуру и конкуренцию, и поэтому, независимо от категории, им требуются ситуативные знания уже на самой первой стадии исследования, на стадии их планирования. Однако, используя самые современные средства для реализации существующих форм и методов ИО, генерируя собственные базы данных, академическая библиотека по-прежнему нацелена, главным образом, на предоставление системных знаний. В связи с этим очевидна необходимость перестройки системы ИО современных организационных форм научных исследований и развития ее с целью предоставления требуемых знаний и характера информации.

Основным подходом к ИО современных форм научных исследований является организация и соблюдение необходимого баланса предоставления информации для формирования системных и ситуативных знаний. Расширившиеся потребности ученых в ситуативных знаниях ставят перед академической библиотекой задачу определить, при помощи каких форм ИО их подавать.

В зависимости от возможностей каждого конкретного НИИ могут быть выбраны разные пути развития регулярного информирования ученых в области ситуативных знаний. Например, вопрос может решаться путем корректировки тематико-типологического плана комплектования; более интенсивного использования возможностей ЦБС, в том числе, заключения договоров с Институтом экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО РАН или ГПНТБ СО РАН на оказание с их стороны информационных услуг в виде подготовки концептографических обзоров, предоставляющих ситуативные знания, по имеющимся в их фондах материалам; развития электронной доставки документов (ЭДД) и др.

Литература

  1. Блюменау Д.И. Проблемы свертывания научной информации / Д.И. Блюменау; Всесоюз. ин-т науч.-техн. инф-ции АН СССР. – Л., 1982. – 166 с.

  2. Бурый-Шмарьян О.Е. Система дифференцированного информационного обслуживания разработчиков НИИ и КБ (по результатам экспериментального исследования) // НТИ. Сер.1. – 1969. - № 2. – С.27-36.

  3. Князева С.Ю. Международное научно-техническое сотрудничество и система его информационного обеспечения : дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2000.

  4. Косолапов В.В. Информационное обеспечение и прогнозирование науки. – Киев: Изд-во Киевского Ун-та, 1970. – 227 с.

  5. Маркусова В.А. Информационная поддержка грантов // Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии : матер. 3-й Международн. конф., Москва, 1997. – М.: ВИНИТИ, 1997. – С.155-157.

  6. Резер С.М. [и др.] Информационное обеспечение фундаментальных исследований в отрасли при переходе к рыночной экономике / С.М. Резер, Е.А. Тимченко // Вопросы информационной теории и практики. - 1991. - № 60. - С.85-99.