Функции библиотек РАН в современных условиях
Калёнов Н.Е.
(Библиотека по естественным наукам
РАН)
Система академических библиотек возникла одновременно с созданием Российской академии наук как структура, с одной стороны, предоставляющая исследователям необходимую информацию, с другой стороны – обеспечивающая хранение знаний, отраженных в научных публикациях. На протяжении двух с половиной столетий академическая библиотечная система развивалась количественно одновременно с развитием научных организаций, однако суть основной ее деятельности оставалась неизменной – приобретение и хранение научной литературы, формирование справочного аппарата по фондам (каталогов и указателей), предоставление ученым необходимых изданий, ведение картотек трудов сотрудников академических институтов.
Бурный рост объемов научной информации, появляющейся в мире, с середины 20-го века, обусловил необходимость выполнения академическими библиотеками дополнительных функций, связанных с целенаправленным информационным обслуживанием ученых. Большинство академических библиотек стали поддерживать службы текущего и ретроспективного информирования ученых.
Текущее информационное обслуживание реализовывалось на основе анализа содержания поступающих в библиотеку материалов. Сформированные подборки библиографических материалов по заранее согласованным с учеными научным направлениям периодически либо публиковались в виде тематических указателей (по разделам, представляющим интерес для достаточно большого количества ученых разных институтов), либо оформлялись в библиотеке в виде тематических картотек новых поступлений (по разделам, интересующим сотрудников различных подразделений института), либо передавались в виде списков или карточек в соответствующие подразделения института.
Наряду с текущим информационным обслуживанием, сотрудники академических библиотек по разовым запросам коллективов или отдельных ученых осуществляли поиск материалов по заданной тематике. Результаты поиска оформлялись либо в виде издаваемых ретроспективных библиографических указателей (если тема представляла интерес для широкого круга ученых), либо в виде списков, передаваемых “заказчику”.
Появление ЭВМ третьего поколения позволило в конце 1970-х – начале 1980-х годов автоматизировать ряд технологических процессов, выполняемых библиотеками, в первую очередь связанных с информационным обслуживанием [1]. Этому способствовала сложившаяся в Академии наук централизованная библиотечная структура. Каждая библиотека академического института входит в централизованную библиотечную систему (ЦБС), возглавляемую одной из центральных библиотек (ЦБ). ЦБ осуществляет централизованное комплектование и обработку литературы для библиотек своей ЦБС, ведет сводные каталоги фондов ЦБС, обеспечивает централизованное обслуживание по межбиблиотечному абонементу, координирует информационную деятельность своих библиотек. В настоящее время в РАН функционируют две отраслевые ЦБС, возглавляемые, соответственно, Библиотекой по естественным наукам - БЕН РАН и Библиотекой Института научной информации по общественным наукам - ИНИОН РАН, и четыре региональные, возглавляемые Библиотекой Академии Наук – БАН (г. Санкт-Петербург), ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск), ЦБ ДВО РАН (г. Владивосток) и ЦБ УрО РАН (г. Екатеринбург). Хотя схемы централизации в каждой из ЦБС несколько различаются, сам подход к организации библиотечной системы позволяет существенно экономить ресурсы, связанные с приобретением и обработкой литературы, повысить эффективность информационного обслуживания ученых. Последнее проявилось достаточно ярко в начале 1980-х годов при внедрении автоматизированных систем информирования ученых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ) [2]. ЦБ РАН (в первую очередь, БЕН и ГПНТБ СО), установив у себя достаточно мощные ЭВМ, периодически получали из ВИНИТИ библиографические и реферативные базы данных (БД) на машинных носителях;. в них осуществлялся поиск информации по введенным в ЭВМ запросам, соответствующим тематике исследований академических институтов. Найденная информация распределялась по библиотекам ЦБС, которые, используя вычислительные мощности институтов, доводили информацию до конкретных потребителей. Ознакомившись с представленной библиографической или реферативной информацией, ученые заказывали копии необходимых статей в библиотеках своих институтов. При отсутствии соответствующих первоисточников в библиотеке заказы направлялись в ЦБ, которые выполняли их на базе фондов своих ЦБС.
Подобные системы просуществовали до начала 1990-х годов, когда практически прекратилось централизованное финансирование, выделяемое академическим библиотекам на приобретение информации.
В последние годы финансирование возобновилось, однако за это время принципиально изменилась структура мирового информационного пространства, произошел гигантский скачок в области развития вычислительной техники и сетевых технологий. У некоторой части академического сообщества возникли сомнения в целесообразности существования академических библиотек. Нам представляется бесспорным (и это неоднократно подчеркивалось руководством РАН), что библиотеки как хранители и распространители научной информации являются неотъемлемой частью Академии наук и, как выразился президент РАН академик Ю.С.Осипов на общем собрании РАН в мае 2005 года, остаются “стержнем научных исследований”. Однако современные условия требуют коренной перестройки системы информационного обеспечения ученых, корректировки функций академических библиотек, принципов их взаимодействия с пользователями,. Ниже мы попытаемся проанализировать роль академических библиотек и их функции в современных условиях.
Организационно деятельность библиотек может строиться по-разному, начиная от одной крайности - полной “децентрализации” и кончая другой – полной “централизацией”. Первый вариант предполагает, что библиотеки являются подразделениями институтов, ведут собственную независимую политику комплектования за счет средств института, обеспечивают учет фонда, находящегося на балансе института, сами обрабатывают литературу, поддерживают каталоги, организуют обслуживание пользователей. При втором варианте библиотека, обслуживающая институт, является подразделением ЦБ. Институт предоставляет помещение для размещения сотрудников библиотеки и фонда (необходимого для института, но находящегося на балансе ЦБ), вычислительную и копировальную технику, обеспечивающую качественное обслуживание сотрудников института, оплачивает коммунальные услуги, связанные с эксплуатацией библиотеки.
Не касаясь вопроса, связанного с административной принадлежностью библиотек (в настоящее время распространены оба варианта), который должен решаться, исходя из конкретных условий для каждого института, отметим, что экономические преимущества централизации технологической деятельности библиотек очевидны: централизация позволяет оптимизировать расходование средств на приобретение информационных материалов, экономить кадровые ресурсы, необходимые для анализа мирового информационного рынка и обработки поступающих материалов, без дополнительных усилий создавать сводные каталоги фондов библиотек, оптимизировать процессы обслуживания по межбиблиотечному абонементу. Эти преимущества ни в коей мере не утрачиваются в современных условиях, однако развитие технических средств и сетевых технологий требуют от сотрудников библиотек выполнения своих традиционных функций на принципиально новом уровне. Это относится и к проблемам комплектования библиотек, и к проблемам создания справочного аппарата, и к проблемам информационного обслуживания ученых.
Библиотечные работники были и остаются “посредниками” между учеными и информационной средой. Несмотря на наличие Интернет и возможностей для пользователей самостоятельного доступа к различным ресурсам, проблема выбора нужной конкретному коллективу исследователей информации остается, и одной из важнейших функций академических библиотек является ее решение.
В рамках выполнения этой функции институтские библиотеки (ИБ) и ЦБ РАН должны решать следующие задачи:
Очевидно, у библиотек остаются и их основные функция – хранение и предоставление пользователям материалов из их фондов. Необходимо отметить, что если 100 лет назад речь шла только о печатных материалах, то 70 лет назад к ним добавились микрофильмы, 35 лет назад – микрофиши, а сейчас – электронные носители информации. Библиотеки (как ИБ, так и ЦБ) должны широко практиковать предоставление пользователям копий материалов из своих фондов. Если 30 и даже 10 лет назад речь шла только о ксерокопиях, то сейчас должны развиваться службы электронной доставки документов с возможностью заказа материалов через Интернет и отправки пользователю отсканированных копий по электронной почте или через FTP-сервер. Очевидно, что выполнение этой функции должно осуществляться с полным соблюдением законов об охране авторских прав.
Важной функцией академических библиотек должна стать поддержка на своих сайтах электронных библиотек (ЭБ) публикаций и диссертаций сотрудников РАН. При этом ИБ должны вести ЭБ публикаций сотрудников своих институтов, а ЦБ – сводную библиотеку.
Учитывая, что оценку эффективности научных исследований того или иного коллектива и отдельных сотрудников РАН планируется связывать с количеством публикаций и цитированием опубликованных работ, целесообразно поручить ИБ выполнение соответствующих справок по базам данных, таким как Science Citation Index. Справки должны выполняться по запросам администрации и авторов публикаций.
Сотрудники ИБ должны выполнять разовые запросы подразделений института на поиск библиографической информации, формировать и поддерживать на сайте библиотеки (или института) проблемно-ориентированные библиографические БД по заказам подразделений институтов, осуществляя выборку информации из всех доступных им источников.
Кроме перечисленных задач, являющихся, в определенной степени, традиционными для библиотек РАН, в связи с разработкой Единой информационной системы (ЕИС) РАН, предлагается возложить на сотрудников институтских библиотек технические обязанности по поддержке в актуальном состоянии информации, относящейся к данному институту (ввод в ЕИС данных об институте, его структуре, штатах, информационных ресурсах института).
Значительная часть вышеперечисленных задач ЦБ в настоящее время решается БЕН РАН – Библиотека внедрила интерактивную систему оценок предложений книжного рынка; решает оптимизационные задачи, связанные с заказом зарубежных журналов [3], координируя деятельность в этом направлении с РФФИ; поддерживает на своем сайте (
http://benran.ru) сводные электронные каталоги (с отсылками к полнотекстовым журналам, доступным пользователям РАН) [4], списки новых поступлений литературы в ЦБС БЕН РАН, списки электронных изданий, к которым приобретен доступ в интересах пользователей Библиотеки, базы данных публикаций сотрудников ряда институтов РАН и ЭБ публикаций своих сотрудников, систему указателей “Естественные науки в Интернет” [5]. На сайте также реализована система заказов материалов по МБА и в читальном зале ЦБ [6] Совместно со специалистами ВЦ РАН, при поддержке РФФИ (грант 05-07-90116-в ) БЕН РАН ведет работы по интеграции библиотечных ресурсов в ЕИС РАН [7].В качестве примеров современных ИБ, которые решают большинство вышеперечисленных задач, можно привести Центральную библиотеку Пущинского (ЦБП) научного центра (ПНЦ) и библиотеку Математического института им. В.А. Стеклова., (МИАН) являющиеся отделами БЕН РАН. Обе эти библиотеки имеют собственные сайты (
http://cbp.iteb.psn.ru/ и http://libserv.mi.ras.ru/, соответственно). На сайтах представлены, соответственно, электронные каталоги (сводные каталоги книг и журналов 9-ти ИБ ПНЦ и МИАН), ссылки на ресурсы по тематике исследований институтов ПНЦ и МИАН. На сайте ЦБП реализована система заказа материалов и их копий из фондов Библиотеки. Сотрудники ЦБП ведут электронную библиотеку диссертаций, защищенных в ПНЦ, осуществляют поиск информации по запросам ученых ПНЦ, анализируют их индексы цитирования. В библиотеке МИАН создается полнотекстовая электронная библиотека математических публикаций, на сайте поддерживаются актуальные сведения о конференциях по математике и другая полезная пользователям-математикам информация.Необходимо отметить, что внедрению современных технологий в БЕН РАН способствовала в 1990-х годах поддержка Фонда Сороса, американских некоммерческих организаций IREX и Project Harmony (предоставивших Библиотеке значительное количество технических средств), а также РФФИ и РГНФ, благодаря грантам которых оплачивается работа специалистов, поддерживающих вычислительную технику, разрабатывающих и сопровождающих программное обеспечение.
Что касается ИБ, то для превращения их в современные информационно-библиотечные центры, выполняющие вышеперечисленные функции, необходимо решение следующих проблем:
Очевидно, что для решения этих проблем необходимо финансирование, предоставляемое институтом, осознавшим потребность в современной библиотеке. Но ограничиться однократными финансовыми вложениями невозможно - для успешного функционирования ИБ должна быть обеспечена поддержка технических средств и программного обеспечения конкретными людьми, работающими в институте. Специалисты ЦБ могут установить и настроить прикладное программное обеспечение, обучить сотрудников библиотеки работе с ним, но они не смогут оперативно консультировать сотрудников ИБ по текущим вопросам, которые, как показывает практика, постоянно возникают. Опыт ЦБП, библиотек МИАНа, ФИАНа и многих других библиотек ЦБС БЕН РАН, внедряющих современные технологии, подтверждает, что без постоянной поддержки со стороны руководства института, функционирование современной ИБ невозможно.
Главным же и необходимым условием развития академических библиотек является пересмотр системы их финансирования. Сотрудникам библиотек необходимо обеспечить приемлемую зарплату (на уровне среднего дохода сотрудников РАН) с учетом того, что они, в силу специфики своей работы, не имеют грантов, не работают по договорам, не занимаются преподаванием, что характерно для подавляющего числа сотрудников РАН, а работают в интересах Академии наук, направляя всю свою деятельность на информационное обеспечение сотрудников РАН. Существующий в РАН уровень зарплаты библиотечных работников (который в Москве и Санкт-Петербурге существенно ниже зарплаты в муниципальных и ведомственных библиотеках) не позволяет привлечь к работе в академических библиотеках молодых квалифицированных сотрудников, без чего развитие информационного обеспечения академической науки вряд ли возможно
Литература