СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ДОСТАВКИ
ДОКУМЕНТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКЕ
ПУЩИНСКОГО
НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН
Н.А. Слащева, Т.Н. Харыбина,
Р.В. Гуркин
(Центральная библиотека Пущинского
научного центра
РАН)
В докладе представлены предпосылки внедрения службы электронной доставки документов в Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН. Рассматриваются основные составляющие элементы технологического процесса электронной доставки документов в Библиотеке, а также перспективы её дальнейшего развития и внедрения.
Основная цель информационно-библиотечного обеспечения заключается в оперативном и максимальном удовлетворении информационных потребностей пользователей. В этой связи хотелось бы отметить тот факт, что запрашиваемые документы во-основном представляют собой литературу в печатном виде (особенно за поздние года). С другой стороны, на сегодняшний момент нет ни одной такой библиотеки, которая могла бы приобрести всю необходимую литературу. И данная проблема содержит в себе ряд причин: это и недостаточное финансирование библиотек, и увеличение стоимости литературы, и удорожание почтовой пересылки при использовании традиционных каналов МБА.
Реализовать эту цель можно посредством кооперации и координации деятельности библиотек по обмену ресурсами при комплексном внедрении эффективных автоматизированных технологий. Таким образом, идея взаимного использования ресурсов или электронная доставка документов (ЭДД) обеспечивает оперативный доступ пользователей к библиотечным фондам.
ЭДД является своего рода связующим звеном между традиционными библиотечными и новыми информационными технологиями. С одной стороны, ЭДД следует рассматривать как часть традиционной библиотечной технологии. С другой стороны, саму технологию электронной доставки можно отнести к такому понятию, каким являются электронные библиотеки. В связи с этим можно говорить о новой функции библиотек и новых сущностях в их функционировании, о качественно новом этапе в библиотечном обслуживании. При этом библиотеки утрачивают свою пространственную замкнутость и превращаются в открытые компьютерно-библиотечные сети, обслуживающие пользователей в независимости от их местонахождения.
Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН (ЦБП) уже более пяти лет в рамках создания системы информационно-библиграфического обслуживания на базе современных технологий приступила к внедрению технологии ЭДД для информационного обеспечения научных исследований Центра. В настоящее время ЦБП осуществляет ЭДД с рядом российских и зарубежных библиотек. Одними из основных партнеров следует назвать Библиотеку по естественным наукам РАН, а также американскую фирму Access Russia Incorporated, с которой Библиотека сотрудничает уже не первый год.
Также хотелось бы упомянуть таких постоянных партнеров Библиотеки, как Государственный институт прикладной микробиологии и Центр токсикологии, г. Оболенск. С каждым годом идет увеличение числа запросов, выполняемых по каналам ЭДД. Так за 2002 г. сотрудниками ЦБП было обработано около 1000 пользовательских запросов.
Одновременно в ЦБП проводится работа по внедрению системы ЭДД в 7 библиотеках-филиалах ЦБП. Данный вид деятельности становится все более востребованным, так как отдельные библиотеки-филиалы могут иметь или первоисточники в печатном виде, или доступ к электронным информационным ресурсам. Предоставляемый сервис с помощью ЭДД позволяет значительно сократить временной промежуток получения информации пользователем.
Технологически процесс поступления заказа сотруднику ЦБП происходит, во-основном, по электронной почте, а также по телефону или при непосредственном общении. Далее осуществляется определение наличия искомого документа в ЦБП или её филиалах. Если таковой находится в одной из этих библиотек, происходит обработка и доставка документа. В противном случае, сотрудники ЦБП проверяют наличие запрашиваемого документа в библиотеках-партнерах, в первую очередь - в Библиотеке по естественным наукам РАН.
Процесс изготовления электронной копии осуществляется либо посредством сканирования, либо путем получения копии из информационных ресурсов, к которым у ЦБП или её филиалов есть эксклюзивный доступ. К таким ресурсам могут быть отнесены - "Научная электронная библиотека", а также отдельные полнотекстовые электронные журналы на CD-Rom и доступные через Интернет.
Для процедуры сканирования изображения страницы текста используется графический формат tiff. Далее страницы в формате tiff преобразуются в формат Portable Document Format (PDF), который является более удобным для электронного издания. Данный формат более компактен, а также PDF-браузер легко доступен для пользователей.
Электронные копии, отсканированные в ЦБП или её филиалах, а также полученные из других библиотек-партнеров, помещаются в архив. Данный архив представляет собой обычную файловую структуру, в которой название папки - это фамилия заказчика.
Готовые электронные копии отправляются заказчику по электронной почте или по локальной городской сети, или по локальной сети института.
За последнее время внедрение технологии ЭДД в библиотеках Пущинского научного центра РАН значительно расширило возможности удовлетворения информационных потребностей. В свою очередь этот вид сервиса в ЦБП находит все большую востребованность со стороны пользователей Библиотеки.
В настоящий момент в ЦБП при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 03-05-12016 в) проводится работа по дальнейшей структуризации и автоматизации процесса ЭДД. В рамках данного проекта создается автоматизированная интегрированная система ЭДД для обеспечения научных исследований. Она позволит пользователям ЦБП получать через Интернет доступ к электронным изданиям и научным базам данных, а также заказывать и оперативно получать электронные копии материалов из изданий, имеющихся в фондах библиотек. Интегрированная автоматизированная технология, реализуемая в данном проекте, предусматривает доступ к электронным каталогам библиотек и научным базам данных; прием и обработку заказов на выполнение электронных копий документов, найденных в каталогах и базах данных; проведение финансовых расчетов с заказчиками и владельцами авторских прав.
Для реализации данного проекта сейчас создается и поддерживается система отсылок от журнального каталога ЦБП к сайтам, содержащим оглавления соответствующих журналов, другими словами, их аналитическую роспись. Последующие же шаги в рамках проекта будут связаны с разработкой доступной формы бланка-заказа в электронном виде, связанного с электронными каталогами Библиотеки.
Данная специализированная система позволит автоматизировать процесс формирования электронной копии документа и доставки её заказчику. Она будет содержать базы заказчиков, заказов, электронных копий, партнеров по выполнению заказов на документы и т.д. Также предусматривается генерация необходимых электронных сообщений для взаимодействия с заказчиком.