ТЕХНОЛОГИЯ ЗАКАЗА ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА БЕН РАН
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ
Библиотека по естественным наукам РАН, являющаяся одной из крупнейших научных библиотек страны, обладает уникальными фондами в области естественных наук. Одной из важнейших задач Библиотеки является обслуживание читателей в её читальных залах. В настоящее время постоянными читателями БЕН являются около 12 тысяч человек, из которых 66% - сотрудники научно-исследовательских учреждений РАН.
Основной фонд БЕН РАН, насчитывающий около полутора миллионов экземпляров, находится в хранилище Библиотеки. В открытом доступе представлены справочные материалы и ряд отечественных журналов текущего года. Таким образом, для получения в читальный зал интересующего издания читателю в большинстве случаев необходимо заказать его из хранилища.
Традиционный процесс заказа литературы в читальном зале БЕН состоит из следующих процедур. Поиск необходимого издания в каталогах (традиционном карточном, локальном электронном или Интернет-каталоге); заполнение вручную двух экземпляров требований на выбранные издания, передача требований на кафедру выдачи литературы. В требованиях (в соответствии с правилами, принятыми в библиотеках) читатель должен указать свою фамилию, организацию, номер читательского билета, элементы библиографического описания заказываемого издания. Кроме того, на требовании указывается расстановочный шифр, позволяющий найти издание в хранилище Библиотеки, который читатель узнает в процессе поиска издания в каталогах.
Широкое внедрение сетевых технологий создало предпосылки для упрощения процедуры заказа изданий с использованием Интернет. Для повышения уровня сервиса пользователей в этом направлении специалистами БЕН РАН разработана автоматизированная система заказа литературы из читального зала Библиотеки с помощью Интернет (работа в этом направлении поддерживается грантами РФФИ №№ 03-07-90055 и 03-07-90056).
Система позволяет сформировать требования на необходимые издания еще до непосредственного прихода читателя в Библиотеку. Для этого ему необходимо воспользоваться любым персональным компьютером, имеющим доступ в Интернет.
Система в своей работе использует Интернет-каталоги БЕН - каталог журналов и каталог книг [1,2]. Каталог журналов отражает более 6500 наименований отечественных и зарубежных журналов, поступивших с 1990 года в фонды Централизованной библиотечной системы (ЦБС) БЕН РАН. Электронный каталог книг содержит около 70 тысяч библиографических описаний отечественных и зарубежных книг (монографий, сборников, трудов конференций и т.п.), поступающих в ЦБС БЕН РАН с середины 90-х годов.
Формирование заказа осуществляется с сайта БЕН РАН (
http://benran.ru) переходом по ссылке "Заказ литературы в читальном зале". В начале работы с системой осуществляется регистрация пользователя - читатель вводит номер своего читательского билета и фамилию. В случае ошибки (при вводе осуществляется формальный контроль номера читательского билета, который должен состоять из 8-ми символов, первые два символа - проверяемый код организации, где работает читатель) ввод данных можно повторить, вернувшись на страницу назад.После регистрации пользователю выдается страница со ссылками на два возможных режима формирования заказов: заказ из каталога журналов, заказ из каталога книг.
Для формирования заказа из каталога журналов пользователь находит необходимый ему выпуск последовательным переходом от странице к странице по выбранным ссылкам. На странице с алфавитами (латиница и кириллица) выбирается буква, с которой начинается название журнала, из списка названий на данную букву выбирается нужное название, затем выпуск. Поскольку Интернет-каталоги БЕН РАН являются сводными (в них отражается наличие изданий не только в Центральной библиотеке, но и во всех библиотеках её ЦБС), интерфейс системы позволяет выбрать не все выпуски, а только те, которые имеются в фонде Центральной библиотеки и доступны в её читальных залах. Номера этих выпусков окрашены в синий цвет и представляют собой активные гиперссылки. Выпуски, номера которых имеют черный цвет, в фонде Центральной Библиотеки отсутствуют, их можно заказать только по межбиблиотечному абонементу. В том случае, если читатель не знает, в каком номере находится нужная ему статья, ему необходимо выбрать соответствующий номер тома. Страницы или название статьи читатель сможет указать позже на распечатанном требовании.
Формирование заказа из каталога книг начинается с составления поискового запроса. Запрос может включать слова из библиографического описания изданий, название, автора, год издания, индексы УДК, ISBN и ISSN. Термины могут соединяться логическими связками "И", "ИЛИ", "НЕ".
Результатом выполнения запроса является список записей, который выдаётся на экран порциями (количество записей в порции устанавливается пользователем). Каждая запись представляет собой библиографическое описание издания, соответствующее стандарту ГОСТ 7.1-84. Описания изданий, которые можно заказать в читальном зале БЕН, имеют ссылку "ЗАКАЗ". Отсутствие этой ссылки означает отсутствие издания в фондах Центральной библиотеки, его можно заказать только по МБА. Нажатие на ссылку "ЗАКАЗ" выбранной записи обеспечивает заказ соответствующего издания.
После окончания работы с системой на сервере БЕН РАН формируется текстовый файл с записями заказов. Запись каждого заказа заканчивается разделителем *** и состоит из последовательности полей, содержащих сведения о читателе и заказанных им изданиях. Перед каждым полем помещается его уникальный идентификатор - соответствующая ему метка из двух символов, заключенная в угловые скобки < >. В конце поля ставится терминатор </P>. В записях допускаются следующие поля и соответствующие им метки:
Краткое название института формируется автоматически на основе обработки номера читательского билета и внутренней таблицы системы.
На рис.1 приведет пример файла, в котором две записи - заказ на журнал и заказ на книгу.
<NR> 8С370176 </P>
<AL> БНЦ </P>
<TI> Neuroscience Research Communications (USA) </P>
<SC> Петровский </P>
<YP> 1999 </P>
<VO> 25 </P>
<NU> 2 </P>
<SN> U51873 </P>
***
<NR> H7130643 </P>
<AL> БНЦ </P>
<SC> Петровский </P>
<YP> 2002 </P>
<SN> X11/9802-3 </P>
<BD> The Two-machine flow-shop problem with weighted late work criterion and common due date / Blazewicz Jacek , Pesch Erwin, Sterna Malgorzata, Werner Frank. - [Magdeburg], 2002</P>
***
рис.1
Придя в Библиотеку, читатели имеют возможность распечатать требования на сформированные ими заказы в зале каталогов БЕН. На всех персональных компьютерах зала каталогов установлена специальная программа, вызываемая с рабочего стола иконкой "Печать требований". После её вызова читатель должен ввести номер своего читательского билета и фамилию. На принтере будут распечатаны требования всех заказов данного читателя, ранее сформированных через Интернет. Требования печатаются в двух экземплярах на половине листа формата А4 и передаются сотрудникам отдела обслуживания читателей.
На рис.2 приведен пример экземпляра требования на журнал.
Рис.2
Описанной системой заказа можно пользоваться не только в удаленном режиме, но и придя в Библиотеку, формируя заказы на компьютере, установленном в зале каталогов и сразу же распечатывая требования.
Представленная система позволяет экономить время читателей на заполнение требований, а также автоматически формировать данные о спросе на литературу, необходимые для управления процессами комплектования библиотек ЦБС БЕН РАН.
Литература