СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУКИ

РОЛЕВОЙ ПОДХОД И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
(на примере академических институтов)

И.В. Каминецкая
(Центр естественнонаучных исследований ИОФ РАН)

"История науки знает немало примеров, когда пламя нового

научного направления загоралось от неожиданно проскочившей искры.

На клад можно наткнуться совершенно случайно, но гораздо чаще

успеха достигают кладоискатели. ... Больше всего шансов на успех

у того, кто держит руку на бьющемся пульсе научной жизни."

В.Л. Гинзбург [1]

В работе рассмотрены некоторые проблемы совершенствования информационного обеспечения руководителей первичных научных коллективов в академических институтах (лаборатория, сектор, отдел). Для их изучения был применен ролевой подход, который позволил снизить уровень рассмотрения с понятия личности руководителя до её отдельных социальных компонентов - ролей [13].

Взгляд на руководителя научного коллектива как на систему с её целостностью, глубиной и иерархией приоритетов выявил сложный спектр ролей, исполняемых в ходе его работы. Методы изучения информационных потребностей ученых варьируются от анализа документов, наблюдения, опросов, экспертных оценок до экспериментов. Данное исследование базировалось на литературных источниках, уточненных и дополненных предлагаемым качественной социологией методом глубокого интервью [2].

Т. Парсонс [3] определил социальный институт как совокупность ролей, упорядоченных по авторитету. Изучение акторов, ролевых ожиданий и санкций должно происходить с учетом контекстов, в которых реализуется социальное действие. Социологи, философы, психологи и науковеды выделяли разнообразные роли, возникающие при исполнении функций глобальной науки [4-6].

Впервые контексты, в которых осуществляются процессы руководства научным коллективом, обозначили ученые Института истории естествознания и техники РАН, назвав их предметной, социальной и личностной координатами [7].

В рамках предметного и социального контекстов Р. Мертон [8] выделил четыре роли, исполняемые ученым: исследователь, учитель, администратор и эксперт. М.К. Петров [9] обозначил роли исследователя, историка, теоретика, учителя при однодисциплинарной деятельности и роли редактора, референта, оппонента, рецензента, эксперта и популяризатора на междисциплинарной инвариантной основе. В рамках социального контекста Ч. Райт Миллс [10] добавил роль интеллектуального администратора. В предметной и личностной координатах ученые ИИЕТ РАН выделили генераторов идей, эрудитов и критиков, а также обозначили фиксированные функции руководителя научного коллектива: генерирование идей, подбор и расстановку кадров, определение программы работы коллектива и подготовку входящих в него сотрудников [7].

Для решения задач оптимизации информационного обеспечения руководителей научных коллективов нами был принят во внимание только социальный контекст их деятельности, который позволил выделить следующий спектр ролей, исполняемых руководителями научных коллективов:

  • исследователь;

  • администратор;

  • преподаватель,

  • научный руководитель;

  • организатор и участник научных собраний;

  • член научных, диссертационных и ученых советов;

  • автор монографий и учебников, статей, диссертаций;

  • редактор журналов и сборников;

  • руководитель и исполнитель исследовательских программ в традиционных и междисциплинарных коллективах и др.

Руководитель первичного научного коллектива обычно одновременно исполняет несколько из перечисленных ролей. Порядок приоритетов выполняемых функций постоянно меняется, подчиняясь решению управленческих задач. Генератором информационных запросов является коллектив, а генератором приоритетов - его руководитель.

На формирование информационных потребностей руководителей научных коллективов влияют следующие особенности их работы:

  • совмещение ролей, их динамика,

  • постоянный цейтнот,

  • одновременное выполнение целого ряда разнообразных работ со сдвигом их этапов во времени,

  • широта тематики исследований, увеличение потребности в информации на стыке различных наук, в смежных отраслях науки,

  • генерирование научной информации самим ученым и необходимость обеспечения её распространения в научном мире,

порождая специфические черты информационных потребностей ученых [11]:

  • широкий круг интересов,

  • многопрофильность задач и проблем,

  • потребность в сопутствующей информации,

  • заинтересованность в пограничных областях,

  • огромный диапазон необходимой научной информации, насыщенной фактографическими материалами, рассеянной по многочисленным источникам и на разных языках, потребность как в первичных, так и во вторичных источниках научной информации,

  • высокие требования к оперативности и полноте предоставляемой информации и, по возможности, на рабочем месте;

и в частности руководителей научных коллективов:

Выявленные особенности информационных потребностей руководителей научных коллективов выражаются в следующих ограничениях, налагаемых на их информационное обеспечение:

Следствие цейтнота - требование оперативности предоставления информации.

Следствие широты тематики - требование аналитико-синтетической обработки информации, реферирования, перевода.

Следствие увеличения времени на неформальное общение - расширение возможностей получения сведений о научной информации и одновременно повышение требований к качеству предоставляемой литературы: недопустимость "информационного шума", избирательный подход к выбору источников и т.д.

Следствие возможности делегирования части полномочий - экономия времени, но и возможность информационных потерь в силу различных причин, среди которых невозможность четко сформулировать запрос на начальных этапах научного исследования.

Следствие одновременного исполнения ряда ролей - повышенная неопределенность в формировании информационных запросов в моменты изменения ролевого ансамбля: повышение/понижение по службе, изменение научной тематики и пр.

В связи с исполнением руководителем различных ролей изменяется степень комфортности информационной среды, необходимая для создания предпосылок творческого труда. Например, при преподавательской деятельности такого ученого или исполнении им организаторских функций ситуацией информационного комфорта "признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность потребителя. ... В этом случае комфортность информационной среды может быть достигнута путем улучшения прицельности поиска" [12]. При выполнении исследовательских задач, на этапе их постановки и уточнения "противоположная установка ...комфорт ощущается как возможность самому разбираться в информации. Для такого потребителя комфортная информационная среда - это библиотека с открытым доступом к полкам, это круг ученых смежных профессий, диалоговая информационная система, способная к далеким смысловым ассоциациям и т.д., ... увеличивающая возможности выбора у самого потребителя. Цель управления информационной средой формулируется здесь не как достижение оптимального значения параметра, а как создание комфортных условий для творческой деятельности человека" [12]. Отсутствие информационного комфорта способно ввести руководителя научного коллектива в состояние ролевого конфликта. Известно, что неисполнение ожиданий, связанных с какой-либо исполняемой социальной ролью, ведет к повышенным ожиданиям в отношении оставшихся ролей [13].

В данном случае неадекватное информационное обеспечение руководителя научного коллектива может привести к невыполнению обязательств, накладываемых на него социальным институтом: к конфликтам в коллективе, срыву исследовательских программ; применительно к личности ученого конфликты ролевых ожиданий - это ненаписанные диссертации, несовершённые открытия, нарушенные контакты, неотредактированные статьи и монографии; уход ученых из науки; потеря научных школ. Ущерб от неинформированности руководителя научного коллектива может быть очень велик: "значение информации для управления, системы принятия решений выражается и в таком объективном качественном показателе, как экономический показатель" [14].

В настоящее время решению ряда этих задач может помочь применение новых информационных технологий: создание автоматизированного рабочего места руководителя научного коллектива для решения организационных задач, использование электронных сетей передачи информации.

Новые информационные технологии помогают ученым снять ряд временных и пространственных ограничений, давая

  • возможность работы не только в традиционные "рабочие" дни и часы;

  • возможность работать в любом месте, где есть доступ к компьютеру, подключенному к сети Интернет;

  • возможность более широкого диалогового общения с коллегами в любой части света в режиме реального времени;

  • возможности дистанционного преподавания и обучения;

  • возможность работы в интерактивном режиме с электронными каталогами и базами данных библиотек, экономия времени при заказе литературы или электронной копии документа;

  • возможность доступа к полным текстам и широкие возможности для уточнения библиографических ссылок;

  • доступ к информации из смежных отраслей знания, возможность сложных сочетаний запросов,

  • получение сведений о наличии необходимого научного оборудования, его характеристиках и возможностях приобретения,

  • возможность доступа с рабочего места к периодическим изданиям и сайтам научно-организационного характера (в т.ч. для поиска источников финансирования и совместных исследований) - газета "Поиск", сайты РФФИ, РГНФ, CRDF и др.) [15];

  • возможность получения разнообразной сопутствующей информации: информационное обеспечение неформальных коммуникаций (например, загранкомандировок: информация о правилах получения визы, заказ билетов, бронирование отеля и т.д.);

и ставят ряд новых проблем, требующих своего решения:

  • необходимость совершенствования коммуникационных умений и технических навыков, а также знания иностранных языков,

  • снятие психологического напряжения, возникающего у ученого при работе с виртуальным собеседником [16],

  • необходимость волевой установки при работе в Интернете, вызванная тематическим разнообразием его ресурсов,

  • изучение роли и места информационного посредника,

  • изменение количественного соотношения формальных и неформальных научных коммуникаций и изменение рамок научной иерархии,

  • решение технических задач: возможность создания автоматизированного рабочего места с удаленным доступом для решения административных задач руководителей научных коллективов, развитие беспроводных сетей, планшетных персональных компьютеров, искоренение бумажных форм и внедрение безбумажных офисов и т.д. [17],

  • сохранность персональных научных архивов на безбумажных носителях и доступ к ним при стремительно устаревающей технике.

В настоящее время ведется активная работа по развитию мощных информационных систем силами крупнейших библиотек и институтов страны [18-23], приближению их к конкретному потребителю [24-27], а также изучению пользователей [28].

Система обслуживания читателей БЕН (СОЧИ) [24], Лаборатория информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН [27], Централизованная библиотечная сеть Пущинского научного центра [25], Проблемно-ориентированная система информационного обеспечения НИР Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН (ПОСНТИ) [26] и др. решают проблемы информационного обеспечения научных коллективов в рамках выполнения ими исследовательской программы. Проблема максимального приближения информационных ресурсов к конкретному потребителю, в нашем случае - руководителю научного коллектива, решается в настоящее время через институт информационных посредников [29] и расширение возможностей информационного самообслуживания ученых в рамках новых технологий [30].

Система информационного обеспечения руководителей научных коллективов должна обладать качествами идеальной системы [31], среди которых - гибкость и способность к приспособлению [5]. Для её успешного функционирования необходимо учитывать все контексты деятельности объекта. Полное описание такого сложного объекта, как руководитель научного коллектива, возможно в терминах ролевого подхода. В условиях новых технологий появляется возможность учитывать как состав, так и динамику ролевого ансамбля руководителя. Необходимо разрабатывать методы и технологию индивидуального обслуживания ученых [21]. Условием успешного использования электронных сетевых ресурсов учеными - руководителями научных коллективов является их синхронизация с эвристической структурой научного исследования [32]. Системный принцип организации информационного обеспечения применим для оптимизации деятельности и других категорий пользователей.

 

Литература

  1. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике: Статьи и выступления. 2-е изд. М.: Наука, 1992. С. 270.

  2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.

  3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академич. проект, 2000.

  4. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях: Об оптимальных условиях для исследований и разработок. М.: Прогресс, 1973.

  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.

  6. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001.

  7. Проблемы руководства научным коллективом. Опыт социально-психологического исследования (ИИЕТ РАН). М.: Наука, 1982; Ярошевский М.Г., Юревич А.В., Аллахвердян А.Г. Программно-ролевой подход и современная наука // Вопр. психологии. 2000. № 6. С. 3-18.

  8. Американская социологическая мысль: Тексты / Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т. и др. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  9. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991.

  10. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 1998; Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 1957.

  11. Информационно-библиотечное обеспечение фундаментальных научных исследований / Под общ. ред. А.Г. Захарова. М.: БЕН РАН, 1996.

  12. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер. 2. 1976. № 1. С. 3-6.

  13. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12; Кон И.С. Социологическая психология. М., 1998.

  14. Берг А.И. Электроника и кибернетика. (Цит. по кн.: Путь в большую науку: Академик Аксель Берг. М.: Наука, 1988. С. 346-357).

  15. Каминецкая И.В. Некоторые ресурсы сети Интернет по библиотековедению и библиографоведению // Теория и практика общественно-научной информации. 2003. Вып. 18 (в печати).

  16. Маховская О. Российские ученые и Интернет // Pro et Contra. 2000. Т. 5. Эл. адрес статьи: http://pubs.carnegie.ru/p&c/Vol5-2000/4/ 06om.asp
  17. Материалы конференции Microsoft для государственных деятелей. Эл. адрес: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/ issue18/
  18. Библиотечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века. М.: ИНИОН РАН, 1999.

  19. Новые и усовершенствованные автоматизированные библиотечные и информационные технологии: Сб. науч. тр. М.: ГПНТБ, 1993.

  20. НТИ-2002: Материалы 6-й Международной конференции: Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии. М.: ВИНИТИ, 2002.

  21. Черный А.И. Автоматизированная система подготовки баз данных и информационных изданий по естественным и техническим наукам: принципы построения, технология, перспективы. Докт. дисс. М., 1999.

  22. 275 лет на службе науке: библиотеки и институты информации в системе РАН: Сб. науч. тр. М., 2000.

  23. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

  24. Власова С.А. Автоматизация процессов обеспечения пользователей первичной информацией в информационно-библиотечной системе РАН. Дисс. канд. техн. наук. М.: ВИМИ, 1994.

  25. Слащева Н.А. Создание комплексной системы информационно-библиографического обслуживания специалистов на базе современных технологий (на примере Пущинского научного центра РАН). Дисс. канд. пед. наук. М.: МГИК, 1999.

  26. Сверчкова В.Б. Адаптирование информационного обеспечения к процессу научного исследования в академическом институте. Дисс. канд. техн. наук. М.: ВИНИТИ, 1988.

  27. Материалы Лаборатории информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН. Эл. адрес: http://www.spsl.nsc.ru/win/ecol/inflab.html

  28. Кугель С.А., Зусьман О.М., Минкина В.А. Информационное поведение ученых - представителей научной элиты // НТИ. 1995. Сер. 1. № 7. С. 12-18.

  29. Солошенко Н.С. Адаптация ученых к информационным ресурсам в процессе информационно-библиотечного обеспечения фундаментальных научных исследований // В кн.: 275 лет на службе науке: библиотеки и институты информации в системе РАН. М.: 2000. С. 108-115.

  30. Разработка и апробация метода теоретической истории. Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск: Наука, 2001.

  31. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982.

  32. Злочевский С.Е. Принцип синхронной корреляции информационных услуг и информационно-эвристической структуры научного исследования. М: ВИНИТИ, 1970.