РОЛЕВОЙ ПОДХОД И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НАУЧНЫХ
КОЛЛЕКТИВОВ
И.В. Каминецкая
(Центр естественнонаучных
исследований ИОФ РАН)
"История науки знает немало примеров, когда пламя нового
научного направления загоралось от неожиданно проскочившей искры.
На клад можно наткнуться совершенно случайно, но гораздо чаще
успеха достигают кладоискатели. ... Больше всего шансов на успех
у того, кто держит руку на бьющемся пульсе научной жизни."
В.Л. Гинзбург [1]
В работе рассмотрены некоторые проблемы совершенствования информационного обеспечения руководителей первичных научных коллективов в академических институтах (лаборатория, сектор, отдел). Для их изучения был применен ролевой подход, который позволил снизить уровень рассмотрения с понятия личности руководителя до её отдельных социальных компонентов - ролей [13].
Взгляд на руководителя научного коллектива как на систему с её целостностью, глубиной и иерархией приоритетов выявил сложный спектр ролей, исполняемых в ходе его работы. Методы изучения информационных потребностей ученых варьируются от анализа документов, наблюдения, опросов, экспертных оценок до экспериментов. Данное исследование базировалось на литературных источниках, уточненных и дополненных предлагаемым качественной социологией методом глубокого интервью [2].
Т. Парсонс [3] определил социальный институт как совокупность ролей, упорядоченных по авторитету. Изучение акторов, ролевых ожиданий и санкций должно происходить с учетом контекстов, в которых реализуется социальное действие. Социологи, философы, психологи и науковеды выделяли разнообразные роли, возникающие при исполнении функций глобальной науки [4-6].
Впервые контексты, в которых осуществляются процессы руководства научным коллективом, обозначили ученые Института истории естествознания и техники РАН, назвав их предметной, социальной и личностной координатами [7].
В рамках предметного и социального контекстов Р. Мертон [8] выделил четыре роли, исполняемые ученым: исследователь, учитель, администратор и эксперт. М.К. Петров [9] обозначил роли исследователя, историка, теоретика, учителя при однодисциплинарной деятельности и роли редактора, референта, оппонента, рецензента, эксперта и популяризатора на междисциплинарной инвариантной основе. В рамках социального контекста Ч. Райт Миллс [10] добавил роль интеллектуального администратора. В предметной и личностной координатах ученые ИИЕТ РАН выделили генераторов идей, эрудитов и критиков, а также обозначили фиксированные функции руководителя научного коллектива: генерирование идей, подбор и расстановку кадров, определение программы работы коллектива и подготовку входящих в него сотрудников [7].
Для решения задач оптимизации информационного обеспечения руководителей научных коллективов нами был принят во внимание только социальный контекст их деятельности, который позволил выделить следующий спектр ролей, исполняемых руководителями научных коллективов:
Руководитель первичного научного коллектива обычно одновременно исполняет несколько из перечисленных ролей. Порядок приоритетов выполняемых функций постоянно меняется, подчиняясь решению управленческих задач. Генератором информационных запросов является коллектив, а генератором приоритетов - его руководитель.
На формирование информационных потребностей руководителей научных коллективов влияют следующие особенности их работы:
порождая специфические черты информационных потребностей ученых [11]:
и в частности руководителей научных коллективов:
Выявленные особенности информационных потребностей руководителей научных коллективов выражаются в следующих ограничениях, налагаемых на их информационное обеспечение:
Следствие цейтнота - требование оперативности предоставления информации.
Следствие широты тематики - требование аналитико-синтетической обработки информации, реферирования, перевода.
Следствие увеличения времени на неформальное общение - расширение возможностей получения сведений о научной информации и одновременно повышение требований к качеству предоставляемой литературы: недопустимость "информационного шума", избирательный подход к выбору источников и т.д.
Следствие возможности делегирования части полномочий - экономия времени, но и возможность информационных потерь в силу различных причин, среди которых невозможность четко сформулировать запрос на начальных этапах научного исследования.
Следствие одновременного исполнения ряда ролей - повышенная неопределенность в формировании информационных запросов в моменты изменения ролевого ансамбля: повышение/понижение по службе, изменение научной тематики и пр.
В связи с исполнением руководителем различных ролей изменяется степень комфортности информационной среды, необходимая для создания предпосылок творческого труда. Например, при преподавательской деятельности такого ученого или исполнении им организаторских функций ситуацией информационного комфорта "признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность потребителя. ... В этом случае комфортность информационной среды может быть достигнута путем улучшения прицельности поиска" [12]. При выполнении исследовательских задач, на этапе их постановки и уточнения "противоположная установка ...комфорт ощущается как возможность самому разбираться в информации. Для такого потребителя комфортная информационная среда - это библиотека с открытым доступом к полкам, это круг ученых смежных профессий, диалоговая информационная система, способная к далеким смысловым ассоциациям и т.д., ... увеличивающая возможности выбора у самого потребителя. Цель управления информационной средой формулируется здесь не как достижение оптимального значения параметра, а как создание комфортных условий для творческой деятельности человека" [12]. Отсутствие информационного комфорта способно ввести руководителя научного коллектива в состояние ролевого конфликта. Известно, что неисполнение ожиданий, связанных с какой-либо исполняемой социальной ролью, ведет к повышенным ожиданиям в отношении оставшихся ролей [13].
В данном случае неадекватное информационное обеспечение руководителя научного коллектива может привести к невыполнению обязательств, накладываемых на него социальным институтом: к конфликтам в коллективе, срыву исследовательских программ; применительно к личности ученого конфликты ролевых ожиданий - это ненаписанные диссертации, несовершённые открытия, нарушенные контакты, неотредактированные статьи и монографии; уход ученых из науки; потеря научных школ. Ущерб от неинформированности руководителя научного коллектива может быть очень велик: "значение информации для управления, системы принятия решений выражается и в таком объективном качественном показателе, как экономический показатель" [14].
В настоящее время решению ряда этих задач может помочь применение новых информационных технологий: создание автоматизированного рабочего места руководителя научного коллектива для решения организационных задач, использование электронных сетей передачи информации.
Новые информационные технологии помогают ученым снять ряд временных и пространственных ограничений, давая
и ставят ряд новых проблем, требующих своего решения:
В настоящее время ведется активная работа по развитию мощных информационных систем силами крупнейших библиотек и институтов страны [18-23], приближению их к конкретному потребителю [24-27], а также изучению пользователей [28].
Система обслуживания читателей БЕН (СОЧИ) [24], Лаборатория информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН [27], Централизованная библиотечная сеть Пущинского научного центра [25], Проблемно-ориентированная система информационного обеспечения НИР Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН (ПОСНТИ) [26] и др. решают проблемы информационного обеспечения научных коллективов в рамках выполнения ими исследовательской программы. Проблема максимального приближения информационных ресурсов к конкретному потребителю, в нашем случае
- руководителю научного коллектива, решается в настоящее время через институт информационных посредников [29] и расширение возможностей информационного самообслуживания ученых в рамках новых технологий [30].Система информационного обеспечения руководителей научных коллективов должна обладать качествами идеальной системы [31], среди которых
- гибкость и способность к приспособлению [5]. Для её успешного функционирования необходимо учитывать все контексты деятельности объекта. Полное описание такого сложного объекта, как руководитель научного коллектива, возможно в терминах ролевого подхода. В условиях новых технологий появляется возможность учитывать как состав, так и динамику ролевого ансамбля руководителя. Необходимо разрабатывать методы и технологию индивидуального обслуживания ученых [21]. Условием успешного использования электронных сетевых ресурсов учеными - руководителями научных коллективов является их синхронизация с эвристической структурой научного исследования [32]. Системный принцип организации информационного обеспечения применим для оптимизации деятельности и других категорий пользователей.
Литература