СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУКИ

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО
ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНЫХ
РАН НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
ОТРАСЛЕВЫХ ИНТЕРНЕТ-УКАЗАТЕЛЕЙ:
МАТЕМАТИКА

Н.С. Солошенко
(Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН)

Обеспечение ученых РАН отраслевой информацией является задачей тематического информирования, которое должно осуществляться академическими отраслевыми информационными центрами. В Академии наук роль таких центров традиционно исполняют специальные библиотеки НИУ. Появление сайтов академических библиотек позволяет им развивать новые элементы в системе отраслевых электронных научных коммуникаций, в частности, осуществляя удаленное тематическое информирование.

Тематическое информирование с использованием Интернет развивается на нескольких уровнях. В настоящее время базовым уровнем является организация сетевых страниц для структуризации внешних ресурсов и кумуляции их ссылок на библиотечных сайтах для облегчения навигации пользователей. Одним из таких примеров является поддерживаемая Библиотекой по естественным наукам (БЕН) РАН система страниц "Естественные науки в Интернет", включающая разделы: "Математика", "Физика", "Химия", "Биология", "Экология", "Науки о Земле" и "Научная периодика в Интернет". Страницы построены по принципу "стартовых точек", т.е. поддерживают Интернет-каталоги ресурсов и списки основных журналов в соответствующих областях, а также содержат ссылки на сайты основных научных издательств мира. [1]. Практически на всех сайтах библиотек НИУ, входящих в Централизованную библиотечную систему (ЦБС) БЕН РАН, также поддерживаются страницы, содержащие ссылки на издательские сайты, оригинальные электронные издания, релевантные базы данных и библиотечные консорциумы, частью которых является ЦБС БЕН РАН [http://benran.ru/ben_push.htm].

В литературе высказываются различные точки зрения на эффективность такой практики. Некоторые авторы полагают, что накопление библиотеками таких ссылок и особенно поддержание их в актуальном состоянии весьма неэффективно. Кроме того, как правило, ссылки создаются на весь информационный ресурс или его крупные части, что, по мнению авторов, является явно недостаточной мерой [2]. Также отмечается невозможность автоматического поиска отраслевых ресурсов, из-за того, что информация о них, содержащаяся во многих отраслевых коллекциях ссылок, ограничивается лишь названием ресурса и его URL-адресом. Особенно остро эта проблема существует для российских коллекций ссылок [3]. Рассмотрим возможные уровни её решения на примере математических ресурсов.

Европейским математическим информационным обществом (EMIS) реализуется проект EULER, в рамках которого создана тестовая версия одноименного портала математических публикаций, объединяющая гетерогенные Web-ресурсы: библиотечные каталоги, библиографические базы, электронные журналы, архивы препринтов и "серой литературы". Библиографическая информация предоставляется реферативной службой Zentralblatt MATH со ссылками на каталоги библиотек-участниц проекта и коммерческие службы электронной доставки документов [5].

На сервере СО РАН в настоящее время функционирует справочно-информационная система по математическим ресурсам [4]. На её базе предполагается создание портала отраслевых [в данном случае, математических] информационных ресурсов с развитой системой поиска, основными составляющими которого являются:

При этом, каталог математических ресурсов предполагается как двуязычная (русско-английская) база данных удаленного доступа, включающая: интернет-страницы математических учреждений, электронных библиотек и т.п.; электронные версии математических изданий; персональные страницы ученых математиков. Предлагается создание интерфейса, позволяющего пользователям самостоятельно вносить новую информацию.

Функционирование порталов вносит существенный вклад в развитие информационного обеспечения отраслевых исследований, в основном, на уровне общих информационных потребностей.

Особенные потребности связаны со спецификой конкретных тематик и должны удовлетворяться на следующем уровне кумуляции и структурирования доступных сетевых документных ресурсов - отраслевых информационных центров [6]. Автоматическая генерация ссылок и возможность пользователей самостоятельно вносить новую информацию при наличии неоспоримых достоинств имеет весьма существенный недостаток, а именно - отсутствие достоверности информации. Этот недостаток можно нивелировать построением системы тематических Интернет-пособий по отраслевым ресурсам с многоуровневой системой ссылок, если их будут создавать отраслевые библиотечно-информационные центры в тесном сотрудничестве с учеными.

Необходимость наличия доступных постоянно актуализируемых Интернет-указателей по отраслевым ресурсам, отражающим релевантные исследованиям тематики, обуславливается психологией ученых. Опросы исследователей, проведенные автором совместно с "Internet-librarians" в одном из американских университетов [7], и повседневная практика общения с пользователями в Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН убеждают в том, что большинство научных сотрудников предпочитают узнавать о ресурсах каждый раз ровно столько, сколько нужно для решения конкретной задачи. Таким образом, перспектива обучения пользователей работе со всем спектром доступных ресурсов представляется библиотекарям нереальной и, главное, ненужной. Более того, ссылка на тематический Интернет-указатель обязательно должна быть или на home-page институтского сайта, или на странице второго уровня, "по пути привычного Интернет-маршрута" пользователей.

Хотя по сути тематические Интернет-указатели являются продолжением традиционного тематического информирования, новая информационная среда позволяет создавать многомерные документы, обладающие качественными отличиями от печатных. Главной особенностью таких указателей является возможность многоуровневого структурирования информации. Очень важно в таких пособиях связывать библиографический уровень информации с реферативным и, по возможности, полнотекстовым, особенно в российском секторе Интернет, где отечественный информационный рынок электронных первоисточников еще только складывается. Важным фактором, повышающим ценность таких указателей, является структурирование малодоступной информации о трудах институтов РАН, Российских научных и образовательных центров, а также материалах научных мероприятий (семинаров, конференций, симпозиумов, конгрессов и пр.) При этом создается единое пространство документа - динамичное и интерактивное [8].

Особенностью Интернет-указателей является и возможность многомерного структурирования информации. При этом происходит переход от иерархической структуры текста к модульной структуре [8]. Текст разбивается на автономные модули, связанные как между собой, так и с другими: т.е. один и тот же ресурс может быть отражен в различных категориях, обеспечивая, таким образом, многоканальное отражение информации. Так, например, в указателе отечественных математических ресурсов такая популярная проблема как "вейвлеты" может отражаться в рубриках "Материалы научных мероприятий" как труды научного семинара, проводимого С.-Петербургским государственным университетом, и в "Тематических Интернет-проектах", как отдельный ресурс, значимость которого выходит за рамки институтского мероприятия. Кроме того, упорядочение информации возможно проводить по нескольким параметрам. Например, поиск журналов по математике, представленных Российскими издателями в Интернет, возможен как по названиям, так и по издателям.

Кроме того, как любой сетевой документ, тематический Интернет-указатель растет и развивается не только по мере появления новых ресурсов в имеющихся рубриках и расширения хронологического диапазона доступных первоисточников, но также и новых форм представления информации. Например, в некоторых крупных издательствах, в частности Springer, возникла Online First - служба электронных препубликаций статей, принятых к изданию. Доступ к статьям для авторизованных пользователей возможен гораздо раньше формирования конкретных выпусков журналов. Аннотированную информацию о подобных службах необходимо помещать в соответствующие разделы указателей, осуществляя, таким образом, их трансформированную ориентирующую функцию.

Ориентация пользователей в среде тематических ресурсов с помощью Интернет-указателей особенно необходима при обращении к неформальным научным коммуникациям. В разных тематических областях приняты разные формы неформальных коммуникаций. Cудя по литературным данным, не считая физики, в математике использование препринтов выше, чем в других областях естественных наук [9]. Благодаря влиянию электронного архива препринтов Los Alamos [http:// arXiv.org], он стал центральным сток-центром для работ в области теории струн (string theory). В соответствии с тем же источником, специалисты в области численного анализа пользуются, в основном, электронными новостными группами (e-mail newsgroups) и подписными листами (mailing lists) для обмена последними достижениями. В то же время, специалисты в области вычислительных наук предпочитают не пользоваться распространенными серверами препринтов, а вывешивать их либо на своих страничках, либо на серверах своих институтов [9].

В оценке достоверности предоставляемых неформальных ресурсов неоценимую роль играет сотрудничество библиотекарей с учеными, которые в Российской Академии наук традиционно являются информаторами в научных коллективах.

Ведение двуязычной версии тематического Интернет-указателя с предоставлением ссылок на полнотекстовую и реферативную информацию создаст многоуровневый отраслевой ресурс, ценный для зарубежных пользователей. При правильном развитии такой указатель может стать элементом международной отраслевой информационной системы.

Литература.

  1. Глушановский А.В., Калёнов Н.Е. Электронная информация и основные функции научных библиотек. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конф. Судак. Респ. Крым, Украина, 9-17 июня 2001 г. - М., 2001. - Т. 1. - С. 173-177.

  2. Глухов В.А., Лаврик О.Л. Распределенные электронные библиотеки // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 2001. - Вып. 16. - С. 36-42.

  3. Барахнин В.Б. Разработка базы данных "WEB-ресурсы математического содержания" // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: Тр. четвертой Всероссийской научной конференции, Дубна, 15-17 октября 2002 г. - Дубна, 2002г. - С. 316-318.

  4. Вегнер Б. Проект Эйлер - интегрированный доступ к библиотечным каталогам и математической информации в Интернете // Науч. и техн. б-ки. - 2001, № 2. - С. 75-81.

  5. Математика на WWW: (http://www-sbras.nsc.ru/win/mathpub/math_www.html).

  6. Погорелко К.П., Солошенко Н.С. Развитие функций сайтов информационных центров в отраслевой системе электронных коммуникаций: математика. (Куда ведут порталы)// НТИ. Сер.1.- 2002.- № 9.- С. 5-9.

  7. Солошенко Н.С. Новая роль библиотекарей как информационных посредников // Библиотека по естественным наукам в современном информационном пространстве. Юбил. сб. ст. (1973-1998).- М.,1998.- С.47-51.

  8. Heba G. Digital Architectures: A Rhetoric of Electronic Document Structures // IEEE Transactions on Professional Communications. - 1997. - V.40. - N. 4.

  9. Jackson A. From Preprints to E-prints: the Rise of Electronic Preprint Servers in Mathematics // Notices of the AMS. - 2002. - V.49. - N.1. - P.23-31.