ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СЛУЖБ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И
ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
КОРПОРАТИВНОГО WEB-ПОРТАЛА НА
ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ MICROSOFT.NET
А.В. Иванов, К.В. Балабанов
(ИПИ
РАН)
Введение.
Появление порталов стало логическим следствием появления и распространения технологии Intranet. Внедрение Intranet открыло возможность не только для количественного, но и для качественного развития бизнес-систем. Так, распространение получившей в последние годы популярность технологии Web-порталов на корпоративные информационные системы и привело к появлению корпоративных порталов.
Существующее многообразие порталов требует их классификации, хотя имеющийся терминологический хаос и не представляет возможности сформулировать окончательные термины и определения. В качестве наиболее распространенных по назначению мы укажем четыре типа порталов:
Общее устройство вертикального портала.
В состав вертикального портала могут включаться в разных комбинациях следующие службы: служба аутентификации, службы безопасности и администрирования, службы представления и персонализации, службы поддержки документооборота и корпоративной работы, службы уведомления и доставки, служба управления контентом, службы поиска и навигации, службы адаптеров, а также службы публикации, индексирования, диспетчер хранилища информации и диспетчер категоризации.
Функционирование портала можно представить как совокупность параллельно выполняющихся процессов:
Управление контентом.
Содержательное наполнение портала обеспечивается за счет различных систем - источников информации. Управление информационным наполнением - основная задача систем управления контентом (Content Management System).
Более детальный перечень задач, решаемых системами управления контентом, включает:
Особенность Информационного Web-портала РАН в том, что в значительной степени он выполняет работу с большими объемами научной информации. Данная информация является преимущественно неструктурированной, поэтому важно, чтобы система управления контентом поддерживала работу с подобной информацией.
Организация пользовательского интерфейса портала.
Пользовательский Web-интерфейс портала поддерживается службой представления информации. В большинстве проектов для доступа к порталу используется Web-браузер на персональных компьютерах, однако общеотраслевая тенденция заключается в том, чтобы добавить к этому еще и поддержку других устройств, таких как мобильные и беспроводные Web-устройства.
Важной портальной характеристикой является архитектура службы представления - используется ли технология "тонкого" клиента, или же пользовательский интерфейс формируется с помощью подключаемых модулей (plug-ins), или загружаемых компонентов типа ActiveX.
В общем случае к службе представления вертикального портала предъявляются следующие требования:
Взаимодействие служб представления и управления контентом является важным для успешного функционирования и развития портала. Одним из требований к системе представления является разделение содержания и визуального оформления представляемой информации. Без выполнения этого требования трудно обеспечить единство визуального оформления отображаемой информации, а также производить изменение и добавление новой информации. Отсюда вытекает идея о необходимости использования некоторого стандарта на внутреннее представление информации в портале.
Построение службы персонализации.
Отображение информации, получаемой из информационных ресурсов и служб портала, персонализировано, т.е. индивидуально для каждого пользователя. Портальные продукты используют ряд различных подходов для персонализации контента, который пользователи могут получить при организации доступа через Web-интерфейс портала. В потребительской среде эти подходы могут быть отнесены к одной из двух широких категорий: персонализация, управляемая пользователем, и персонализация, управляемая приложением.
Персонализация, управляемая пользователем, подразумевает предоставление пользователю выбора категорий информации и служб, к которым ему обеспечен доступ. Список источников создается и поддерживается администраторами порталов и может быть модифицирован пользователями, публикующими контент в портале, для совместного использования с другими пользователями портала. В дальнейшем пользователь вручную настраивает свой портальный интерфейс, добавляя и удаляя разделы информации и службы в соответствии со своими интересами или регистрируясь для конкретных категорий контента.
Персонализация, управляемая приложением, возможна при наличии менеджера категоризации порталов и связанного с ним информационного каталога, и использует для этого управление на основе правил и методов коллективной фильтрации (collaborative filtering). Подобные методы позволяют порталу "узнавать", какая информация интересует пользователей, и автоматизировать процесс персонализации.
Технология Microsoft .NET.
В качестве платформы для реализации служб представления и персонализации Информационного Web-портала РАН выбрана технология Microsoft .NET.
.NET предлагает готовую инфраструктуру для создания Internet-приложений, обладающую такими важными характеристиками как многоплатформенность, возможность использовать средства данной технологии из различных языков программирования, управление безопасностью приложений, автоматическое управление памятью, высокая производительность.
Платформу .NET образуют пять компонентов:
Реализация служб представления и персонализации в Web-портале РАН.
Служба представления Web-портала РАН использует принцип генерации информационного содержания с помощью программных компонентов. Web-страницы генерируются с помощью шаблонов, содержащих компоненты, отвечающие за формирование того или иного информационного блока. Например, навигационное меню, заголовок, содержание страницы формируются с помощью соответствующих программных компонентов. Программные компоненты выполняются на сервере, их выходная информация кэшируется, что обеспечивает достаточно высокую производительность. Набор компонентов является расширяемым, что позволяет отображать на Web-страницах самую разную информацию, предоставлять доступ к базам данных, Web-сервисам и т.д.
Шаблоны Web-страниц реализованы с помощью ASP.NET. Обращение пользователя к порталу приводит к выполнению соответствующей aspx-страницы. Так как путь, указанный в URL, не имеет физического соответствия в структуре файловой системы, то для, того чтобы программные компоненты правильно отображали информационное содержание, ISAPI фильтр обеспечивает формирование необходимых для компонентов параметров.
Служба персонализации обеспечивает хранение параметров, управляющих работой службы представления и данных, обеспечивающих предоставление пользователю выбранных им категорий информации. Совокупность этих данных образует профиль пользователя.