СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАУКИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СЛУЖБ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
КОРПОРАТИВНОГО WEB-ПОРТАЛА НА
ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ MICROSOFT.NET

А.В. Иванов, К.В. Балабанов
(ИПИ РАН
)

Введение.

Появление порталов стало логическим следствием появления и распространения технологии Intranet. Внедрение Intranet открыло возможность не только для количественного, но и для качественного развития бизнес-систем. Так, распространение получившей в последние годы популярность технологии Web-порталов на корпоративные информационные системы и привело к появлению корпоративных порталов.

Существующее многообразие порталов требует их классификации, хотя имеющийся терминологический хаос и не представляет возможности сформулировать окончательные термины и определения. В качестве наиболее распространенных по назначению мы укажем четыре типа порталов:

  1. Общедоступные или горизонтальные порталы (называемые иногда мегапорталами) предназначены для широкой аудитории. К таким порталам можно отнести новостные и развлекательные сайты, поисковые машины.

  2. Вертикальные порталы предназначены для специфических сегментов рынка и обслуживают аудиторию, пользующуюся услугами этого рынка или работающую на нем.

  3. Корпоративные порталы также относятся к вертикальным, но предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия (иногда их называют B2E-порталами - Business to employee). Назначением корпоративного портала является предоставление внешним и внутренним пользователям возможности персонифицированного доступа ко всем корпоративным данным и приложениям.

  4. Тематические порталы объединяют как информацию, так и услуги, связанные отношением к определенной предметной области.

Общее устройство вертикального портала.

В состав вертикального портала могут включаться в разных комбинациях следующие службы: служба аутентификации, службы безопасности и администрирования, службы представления и персонализации, службы поддержки документооборота и корпоративной работы, службы уведомления и доставки, служба управления контентом, службы поиска и навигации, службы адаптеров, а также службы публикации, индексирования, диспетчер хранилища информации и диспетчер категоризации.

Функционирование портала можно представить как совокупность параллельно выполняющихся процессов:

  1. Поступление новой информации в портал и помещение её в хранилище (если информация поступает не в результате обращения к службам портала).

  2. Категоризация, индексирование, формирование метаданных, назначение прав доступа для вновь поступившей информации.

  3. Назначение шаблонов отображения для поступившей информации.

  4. Предоставление информации пользователю в соответствии с его правами доступа и настройками профиля, включая фильтрацию информации, применение шаблонов оформления, учет типа устройства отображения информации и т.д.

  5. Доступ пользователя к услугам, предоставляемым службами портала, в соответствии с правами доступа и настройками профиля пользователя.

  6. Доступ пользователей к системам коллективной работы, обеспечивающим создание новой информации для помещения в портал.

Управление контентом.

Содержательное наполнение портала обеспечивается за счет различных систем - источников информации. Управление информационным наполнением - основная задача систем управления контентом (Content Management System).

Более детальный перечень задач, решаемых системами управления контентом, включает:

  • создание контента (authoring);

  • его описание (metadata tagging);

  • его изменение и обновление (editing);

  • обеспечение возможности его совместного редактирования группе людей (collaboration);

  • обеспечение обработки контента в соответствии с установленными правилами (workflow);

  • предотвращение изменения контента нежелательными лицами (security);

  • отслеживание изменений в контенте (versioning);

  • планирование публикаций (scheduling);

  • отображение контента в нужном стандартном оформлении (templating);

  • обеспечение управления отображением контента другими редакторами (syndication);

  • обеспечение возможности иметь различное представление контента для разных пользователей (personalisation) и т.д.

Особенность Информационного Web-портала РАН в том, что в значительной степени он выполняет работу с большими объемами научной информации. Данная информация является преимущественно неструктурированной, поэтому важно, чтобы система управления контентом поддерживала работу с подобной информацией.

Организация пользовательского интерфейса портала.

Пользовательский Web-интерфейс портала поддерживается службой представления информации. В большинстве проектов для доступа к порталу используется Web-браузер на персональных компьютерах, однако общеотраслевая тенденция заключается в том, чтобы добавить к этому еще и поддержку других устройств, таких как мобильные и беспроводные Web-устройства.

Важной портальной характеристикой является архитектура службы представления - используется ли технология "тонкого" клиента, или же пользовательский интерфейс формируется с помощью подключаемых модулей (plug-ins), или загружаемых компонентов типа ActiveX.

В общем случае к службе представления вертикального портала предъявляются следующие требования:

  • поддержка различных Web-браузеров и Web-устройств;

  • поддержка различных кодировок символов;

  • поддержка многоязыкового пользовательского интерфейса;

  • поддержка единого "корпоративного" стандарта визуального оформления;

  • поддержка технологии "тонкого" клиента;

  • возможность удаленного управления службой представления, в том числе управления дизайном;

  • возможность персонализации интерфейса пользователя;

  • разделение содержания и визуального оформления представляемой информации;

  • поддержка стандартов XML и XSL.

Взаимодействие служб представления и управления контентом является важным для успешного функционирования и развития портала. Одним из требований к системе представления является разделение содержания и визуального оформления представляемой информации. Без выполнения этого требования трудно обеспечить единство визуального оформления отображаемой информации, а также производить изменение и добавление новой информации. Отсюда вытекает идея о необходимости использования некоторого стандарта на внутреннее представление информации в портале.

Построение службы персонализации.

Отображение информации, получаемой из информационных ресурсов и служб портала, персонализировано, т.е. индивидуально для каждого пользователя. Портальные продукты используют ряд различных подходов для персонализации контента, который пользователи могут получить при организации доступа через Web-интерфейс портала. В потребительской среде эти подходы могут быть отнесены к одной из двух широких категорий: персонализация, управляемая пользователем, и персонализация, управляемая приложением.

Персонализация, управляемая пользователем, подразумевает предоставление пользователю выбора категорий информации и служб, к которым ему обеспечен доступ. Список источников создается и поддерживается администраторами порталов и может быть модифицирован пользователями, публикующими контент в портале, для совместного использования с другими пользователями портала. В дальнейшем пользователь вручную настраивает свой портальный интерфейс, добавляя и удаляя разделы информации и службы в соответствии со своими интересами или регистрируясь для конкретных категорий контента.

Персонализация, управляемая приложением, возможна при наличии менеджера категоризации порталов и связанного с ним информационного каталога, и использует для этого управление на основе правил и методов коллективной фильтрации (collaborative filtering). Подобные методы позволяют порталу "узнавать", какая информация интересует пользователей, и автоматизировать процесс персонализации.

Технология Microsoft .NET.

В качестве платформы для реализации служб представления и персонализации Информационного Web-портала РАН выбрана технология Microsoft .NET.

.NET предлагает готовую инфраструктуру для создания Internet-приложений, обладающую такими важными характеристиками как многоплатформенность, возможность использовать средства данной технологии из различных языков программирования, управление безопасностью приложений, автоматическое управление памятью, высокая производительность.

Платформу .NET образуют пять компонентов:

  1. Система .NET Framework и инструментальные средства Visual Studio .NET. Этот компонент обеспечивает простой, быстрый и эффективный способ разработки веб-служб.

  2. Серверные системы. Включают в себя набор серверов, отвечающих за объединение и интеграцию веб-служб. Платформу .NET поддерживают такие продукты, как Windows 2000, SQL Server 2000, Exchange 2000, BizTalk Server 2000.

  3. Службы .NET Building Block Services - "строительные блоки". Представляют собой набор служб, предназначенных для решения часто встречающихся задач, таких как службы идентификации, оповещения и схематизированные хранилища.

  4. Программное обеспечение для устройств. Это набор программного обеспечения для устройств и клиентских систем. Его роль заключается в создании интегрированной среды выполнения, единой для различных устройств или клиентов.

  5. Специализированные рабочие среды (реализованы в виде приложений на платформе .NET). Эти среды ориентированы на определенную категорию пользователей и позволяют интегрировать веб-службы и объединять различные функциональные возможности.

Реализация служб представления и персонализации в Web-портале РАН.

Служба представления Web-портала РАН использует принцип генерации информационного содержания с помощью программных компонентов. Web-страницы генерируются с помощью шаблонов, содержащих компоненты, отвечающие за формирование того или иного информационного блока. Например, навигационное меню, заголовок, содержание страницы формируются с помощью соответствующих программных компонентов. Программные компоненты выполняются на сервере, их выходная информация кэшируется, что обеспечивает достаточно высокую производительность. Набор компонентов является расширяемым, что позволяет отображать на Web-страницах самую разную информацию, предоставлять доступ к базам данных, Web-сервисам и т.д.

Шаблоны Web-страниц реализованы с помощью ASP.NET. Обращение пользователя к порталу приводит к выполнению соответствующей aspx-страницы. Так как путь, указанный в URL, не имеет физического соответствия в структуре файловой системы, то для, того чтобы программные компоненты правильно отображали информационное содержание, ISAPI фильтр обеспечивает формирование необходимых для компонентов параметров.

Служба персонализации обеспечивает хранение параметров, управляющих работой службы представления и данных, обеспечивающих предоставление пользователю выбранных им категорий информации. Совокупность этих данных образует профиль пользователя.