Корпоративная система электронной
доставки документов
С.А. Власова, Н.Е. Калёнов, А.М. Сенько
Развитие средств вычислительной техники, позволяющее достаточно легко создавать и хранить электронные образы печатных документов, и сетевых технологий, обеспечивающих быструю доставку электронного документа в любую точку земного шара, обусловили появление и бурное развитие в библиотечном мире служб электронной доставки документов (ЭДД). Несмотря на слабую правовую базу, регламентирующую процессы формирования и предоставления электронных копий опубликованных документов, это направление библиотечного обслуживания является в настоящее время наиболее перспективным.
Традиционная система межбиблиотечного абонемента (МБА), предусматривающая отправку из одной библиотеки в другую оригиналов изданий или ксерокопий их фрагментов, уже не может функционировать достаточно четко и оперативно из-за высоких почтовых тарифов и непредсказуемости сроков доставки документов отечественной почтой, и не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к системам информационного обслуживания пользователей.
Осознавая важность развития служб электронной доставки, с одной стороны, и проблемы, возникающие при их организации и эксплуатации, с другой стороны, ряд ведущих научных библиотек и информационных центров страны решили координировать свои действия в области ЭДД и учредили в 2000-м году Ассоциацию служб электронной доставки документов в виде некоммерческого партнерства (НП), получившего название АСЭД.
Учредителями АСЭД являются Библиотека Академии наук (Санкт-Петербург), Библиотека по естественным наукам РАН (Москва), Всероссийский институт научной и технической информации (Москва), Государственная публичная историческая библиотека (Москва), Государственная публичная научно - техническая библиотека СО РАН (Новосибирск), Институт научной информации по общественным наукам (Москва), Российская государственная библиотека (Москва), Росинформресурс (Москва), Федеральный институт промышленной собственности (Москва), Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (Москва).
Целью создания АСЭД является поддержка и развитие электронной доставки документов, интеграции информационных ресурсов и повышение эффективности их использования для наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей мирового сообщества.
К основным направлениям деятельности НП АСЭД относятся:
На сайте АСЭД (http://www/edd.ru/edisa), наряду с полной информацией об Ассоциации (уставом, правилами приема в члены, протоколами собраний и т.п.), представлены сведения о конференциях и семинарах, связанных с направлениями деятельности АСЭД, "Форум", в рамках которого обсуждаются вопросы, связанные с электронной доставкой документов, а также публикации, относящиеся к этому направлению, в частности, полные тексты двух монографий В.А. Глухова и О.Л. Лаврик.
В 2001-м году коллектив специалистов, входящих в организации - учредители АСЭД, получил грант РФФИ на создание корпоративной системы электронной доставки документов. Было разработано техническое задание на создание первой очереди системы и начата её разработка.
Первая очередь системы является "закрытой" и ориентирована на работу с участниками АСЭД; войти в нее могут только представители организаций, зарегистрированных администратором и получивших свои пароли доступа. Целью системы является взаимная помощь в выполнении заказов, поступивших в
организации - участницы от внешних абонентов. Система работает по протоколу HTTP, доступ к ней осуществляется через стандартные Интернет - броузеры. В системе реализован принцип "биржи" заказов: организация-заказчик предлагает через систему партнерам выполнить свой заказ, партнеры, в свою очередь, предлагают условия выполнения заказа, заказчик выбирает наиболее подходящего для него исполнителя, подтверждает заказ и получает через систему уведомление о его выполнении.Пилотная версия первой очереди системы, проходящая в настоящее время опытную эксплуатацию, работает под управлением WINDOWS NT, построена на основе MICROSOFT SQL SERVER и обеспечивает выполнение следующих функций:
В процессе опытной эксплуатации пилотной версии системы оценивается правильность выбора тех или иных принципиальных решений, уточняются положения Технического задания первой очереди, одновременно прорабатываются основные направления развития системы и требования к её второй очереди.