Ориентация на пользователя
- основа сотрудничества
научно-медицинской
библиотеки
Сибирскогo государственного
медицинского университета с
Американской некоммерческой
организацией "Project Harmony,
Inc."
Приведены возможные пути реализации образовательной функции научно-медицинской библиотеки на базе Интернет-класса, открытого при поддержке "Прожект Хармони Инк." (США) в научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета. Представлена концепция и программа реализации проекта по проведению образовательных курсов "Интернет-технологии в медицинском образовании". Представлены различные формы обучение пользователей-медиков методике поиска научно-медицинской информации в Интернет и навыкам работы с основными программно-техническими средствами, используемыми в Интернет по созданию собственных образовательных информационных ресурсов.
Новая социальная функция библиотек
Стремительное развитие локальных и глобальных компьютерных сетей, внедрение в научную практику современных информационных средств коммуникаций, качественное изменение способов обработки и доставки информации и изменение форм доступа к ней ставит перед библиотеками совершенно новые задачи в обеспечении пользователей оперативной научной информацией на традиционных и новых носителях.
Современная социальная функция библиотек стремительно видоизменяется. Библиотеки встают на качественно иной уровень развития. Сохраняя традиционные функции хранителей научной информации, библиотеки выступают в роли создателей собственных информационных ресурсов. Сотрудники библиотек выполняют функцию операторов- консультантов для пользователей. Библиотеки и информационные структуры библиотек, соответственно, должны быть ориентированы на пользователей с различным уровнем информационной подготовки. Перед библиотеками встала новая социальная функция по обучению пользователей владению современными компьютерными технологиями. В настоящее время библиотеки должны играть роль как информационного, так и образовательного посредника между пользователем и всем многообразием имеющейся научно-медицинской информации.
Разработка обучающих программ и проведение образовательных тренинг-семинаров для специалистов , использующих Интернет для своей научно-практической и творческой деятельности - одно из приоритетных направлений в деятельности библиотек сегодня.
Информационная культура библиотечных специалистов
Для проведения образовательных мероприятий для пользователей операторы-консультанты библиотек должны ориентироваться в следующих вопросах:
Информационная культура пользователей
Современный пользователь научной информации должен быть ориентирован в следующих элементах информационной культуры:
Новая социальная функция современной библиотеки невозможна без привлечения финансовых средств соответствующего уровня. Реализации этих задач способствует участие библиотек в грантовых программах.
Научно-медицинская библиотека Сибирского медицинского университета привлекает грантовые поддержки различных организаций для организации обеспечения пользователей научно- медицинской информацией на современном уровне, который соответствует все возрастающему уровню запросов пользователей.
"Прожект Хармони Инк." (США)
Существенную помощь библиотекам в этой работе оказывают различные фонды и некоммерческие организации, деятельность которых направлена на поддержку и развитие образовательных и культурных инициатив. Одной из таких организаций является Американская некоммерческая корпорация "Прожект Хармони Инк." (Project Harmony Inc.), которая уже в течение 15 лет проводит на территории России и стран СНГ культурные, профессиональные и образовательные инициативы.
С мая 1999 года "Прожект Хармони Инк." приступила к работе над программой "Обучение и доступ к Интернет" (Internet Access and Training Program), проводимой и финансируемой Управлением Культурных и Образовательных Программ Государственного Департамента США (Bureau of Educational
and Cultural Affairs of the US Department of State). Основной целью этой программы является упрочнение отношений между Россией и США через развитие открытой коммуникации между гражданами и организациями, в частности через развитие некоммерческого доступа к Интернет и обучение широких слоёв населения работе в этой глобальной информационной сети. Для этого во многих городах России и странах СНГ создаются центры открытого доступа к Интернет и финансируется проведение образовательных курсов, конференций, семинаров и конкурсов минигрантов.В январе 2001 года в рамках региональной программы "Обучение и доступ к Интернет" в Томской области, проводимой "Прожект Хармони Инк.", были созданы три новых класса открытого доступа к сети Интернет, одним из которых стал Интернет-класс в Научно-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета.
Интернет-класс "Прожект Хармони Инк." (США) в научно-медицинской библиотеке
Американская некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк." США и Сибирский государственный медицинский университет (СГМУ) подписали договор о совместной деятельности в целях реализации гранта Управления Образовательных Культурных Программ Государственного Департамента США "Обучение и доступ к Интернет". И в январе 2001 года в научно
-медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета г. Томска был создан Интернет-класс открытого доступа к Интернет.Класс укомплектован 10 компьютерами и сервером, имеющим доступ в Интернет по ISDN каналу. В комплектацию также входят средства организации видеоконференций, сканер, цифровой фотоаппарат и компьютерный проекционный монитор. Работа класса предполагает представление всего спектра информационных услуг посетителям библиотеки: поиск научно-медицинской информации, консультации по организации работы с поисковыми системами, полнотекстовых и справочно-библиографических базах данных и каталогах, а также самостоятельную работу сотрудников и студентов по поиску необходимой информации через сеть Интернет и возможность создания собственных веб-ресурсов.
Образовательные курсы
Для реализации социальной функции библиотек по обучению пользователей поиску научно-медицинской информации и созданию собственных информационных ресурсов "Прожект Хармони Инк." предоставил научно-медицинской библиотеке грант на проведение и организация образовательных курсов по Интернет-тематике.
Получение образовательного гранта позволило библиотеке разработать и организовать систему обучающих тренингов для пользователей-медиков и операторов-консультантов, задействованных в обслуживании пользователей медиков города Томска.
Для реализации обучающей функции библиотеки были разработаны концепция и подробная программа обучающих мероприятий в библиотеке.
Концепции реализации проекта
В основу "Концепции реализации проекта в библиотеке" был положен принцип непрерывности проведения обучающих мероприятий в библиотеке.
Концепция образовательных курсов предусматривала решение следующих задач:
При разработке концепции организации и проведения образовательных курсов были учтены следующие очень важные, на наш взгляд, моменты:
Программы образовательных курсов
Глобальная цель программы была ориентирована на внедрение Интернет- технологий в образовательный процесс медицинских учебных заведений и расширение круга медицинских специалистов различного профиля, использующих Интернет-технологии для совершенствования образовательной, профессиональной и творческой деятельности.
Конкретная цель - раскрыть возможности Интернет для получения, обмена и представления информации медицинского характера и обучить слушателей навыкам работы с основными программно-техническими средствами, используемыми в Интернет, по созданию собственных образовательных информационных ресурсов.
На основе Концепции были разработаны несколько вариантов программ для разных групп пользователей. Программы разработаны таким образом, чтобы слушатели, получившие элементарные базовые знания, имели возможность обновлять их, углублять и получать информацию о новациях, которые имеются в научно-медицинской информации и в информационном обслуживании.
Базовая программа для интенсивных образовательных курсов: "Интернет-технологии в медицинском образовании"
При финансовой поддержке некоммерческой организации "Project Harmony, Inc" научно-медицинской библиотекой совместно с кафедрой медицинской и биологической кибернетики Сибирского государственного медицинского университета была разработана программа образовательных курсов "Интернет-технологии в медицинском образовании".
Образовательные курсы были открыты на базе Интернет-класса открытого доступа научно-медицинской библиотеки СГМУ.
Для преподавательской деятельности были приглашены операторы-консультанты Интернет-класса открытого доступа научно-медицинской библиотеки СГМУ и сотрудники кафедры медицинской и биологической кибернетики СГМУ.
Слушателями курсов стали профессора, доценты, ассистенты и аспиранты кафедр Сибирского государственного медицинского университета, сотрудники научно-исследовательских институтов ТНЦ СО РАМН, а также сотрудники научно-медицинской библиотеки СГМУ. В процессе обучения перед всеми слушателями была поставлена задача - создание собственного Web-ресурса, отражающего научные интересы подразделения.
Необходимыми требованиями к базовой подготовке слушателей были определены: первоначальные навыки работы в операционной среде Windows, умение использовать стандартные приложения Windows для создания текстовых и графических документов, наличие педагогического стажа не менее 1 года.
Структура базового курса "Интернет-технологии в медицинском образовании"
Курс состоит из 4 частей:
1. Стационарный курс обучения методом интенсивного обучения - 40 часов ежедневных аудиторных занятий, из которых 8 - лекции, 28 - практические занятия, 4 - семинарские занятия. На стационарных курсах обучения
прошли обучение 80 слушателей - сотрудников СГМУ, медицинских учреждений г. Томска и научно-медицинской библиотеки Сибирского государственного медицинского университета.2. Послесессионное обучение - однодневные семинары по 4 часа, ориентированные на более детальное изучение узловых разделов курса. Послесессионное обучение прошли
114 слушателей, проведено 30 часов тематических повышающих семинаров.Примерные программы для однодневных семинаров:
3. Дистанционное обучение
36 слушателей прослушали 20 часов индивидуальных консультаций. На дистанционном этапе обучения предполагается самостоятельная работа выпускников образовательных курсов в Точке открытого доступа IATP и на рабочих местах над выпускным проектом. С целью обсуждения выпускных проектов и разрешения вопросов, возникающих в процессе работы над ними, организуются консультации в количестве 20 часов (8-10 консультаций), периодичность проведения - 2 раза в месяц. Консультации проводят лекторы, читающие образовательные курсы. Время проведения консультаций назначается по согласованию. Индивидуальные и групповые консультации осуществляют сотрудники библиотеки, прошедшие обучение на курсах, в течение рабочего дня в точке открытого доступа
.Программа курсов включает также заочный этап обучения для выполнения дипломного проекта.
Дипломный выпускной проект
Требования к выпускному проекту: Выпускной проект представляет собой создание и размещение в Интернет собственного образовательного Web-ресурса слушателя. Web-ресурсы, созданные слушателями в рамках выполнения проекта, представляются в качестве выпускных проектов на получение дипломов установленного образца от "Project Harmony, Inc.". Дипломы дают право их обладателям проводить аналогичные образовательные курсы с целью расширения круга медицинских специалистов различного профиля, использующих Интернет-технологии в научно-практической и образовательной деятельности.
По результатам
обучения на курсах слушателями выполнено 45 выпускных проектов, которые размещены на Web-сайте "Интернет-класс открытого доступа в научно-медицинской библиотеке СГМУ" (http://study.tomsk.ru) Сибирского медицинского университета.4. Программы ежемесячных семинаров по актуальным проблемам поиска информации и создания собственных информационных ресурсов с курсом непрерывного обучения, рассчитанного на 3 года.
Введение в Интернет
Разработан курс еженедельных семинаров для узкоспециализированных групп (кафедр института, подразделений лечебных учреждений) "Первые шаги в Интернет" и "Введение в Интернет".
Обучение пошли
52 сотрудника кафедр Сибирского государственного медицинского университета и лечебно-профилактических учреждений города Томска, на которых слушатели знакомятся с методикой поиска информации в Интернет.Web-сайт "Интернет-класс открытого доступа в научно-медицинской библиотеке"
Для интерактивного общения со слушателями курсов научно-медицинской библиотекой организован и функционирует Web-сайт "Интернет-класс открытого доступа в научно-медицинской библиотеке СГМУ", созданный при поддержке американской некоммерческой организации "Прожект Хармони Инк", в рамках программы IATP (Обучение и Доступ к Интернет). На сайте http://study.tomsk.ru/ выставлена и постоянно обновляется информация о программе "Project Harmony, Inc
", об образовательных курсах в классе открытого доступа к сети Интернет в научно-медицинской библиотеке, информация об операторах - консультантах класса IATP и о преподавателях образовательных курсов. Представлена также актуальная информация о текущих новостях и мероприятиях, проводимых в классе открытого доступа к Интернет, гиперссылка на страницу новостей Web-сайта научно-медицинской библиотеки по адресу: http://medlib.tomsk.ru.Заключение
Сотрудничество Научно-медицинской библиотеки и американской некоммерческой организацией "Project Harmony, Inc." по проведению обучающих мероприятий для пользователей медиков получило свое логическое продолжение. В мае 2001 года научно-медицинская библиотека Сибирского медицинского университета получила мини-грант на организацию и проведение образовательных курсов "Поиск научно-медицинской информации в Интернет" для профессионально ориентированных групп пользователей медиков. В период с мая по июль на курсах будут обучены алгоритму поиска научно-медицинской информации в Интернет 36 операторов-консультантов, которые составят 3 профессионально ориентированных группы. В первую группу войдут руководители Интернет-классов Сибирского государственного медицинского университета, во вторую войдут заведующие медицинскими библиотеками
медицинских учреждений города Томска и третью группу составят библиотекари научно-медицинской библиотеки Сибирского медицинского университета.Обучение операторов-консультантов обеспечит профессиональное обслуживание пользователей медиков города Томска.
Организация обучающих курсов по Интернет-технологиям на базе научно-медицинской библиотеки ориентирована на разные группы пользователей. Во время разработки концепции и программ обучающих мероприятий определены точки соприкосновения пользователей медиков, операторов-консультантов и преподавателей по использованию Интернет-технологий в медицинской науке, практике и образовании, что позволяет моделировать и реализовывать конструктивные обучающие мероприятия с реальными результатами.
Совмещение обучения с элементами практической деятельности является эффективным способом знакомства с современными информационными технологиями, обучения методике поиска медицинской информации и создания собственных ресурсов и их размещение в сети Интернет.