Современные информационные
технологии в процессе обучения по
курсу
"Основы информационной культуры"
В современных условиях увеличивающегося потока информации, умение находить и использовать информацию является обязательным элементом образования и самообразования. В Научной библиотеке Томского государственного университета разработан специальный курс "Основы информационной культуры", который и направлен на реализацию библиотечно-библиографического обучения.
Программа курса состоит из двух разделов и рассчитана на 18-20 часов учебного времени каждой группы 22 факультетов ТГУ.
Первый раздел - " Основы информационной культуры и библиотековедения" - предназначен для студентов 1-го курса всех факультетов, изучается в первом учебном семестре и рассчитан на 10 учебных часов.
Основная цель:
Второй раздел - "Научно-информационный поиск. Отраслевая библиография", изучается во втором семестре того курса, на котором студенты пишут первую учебно-исследовательскую (курсовую) работу и занимает 8 часов.
Цель этого раздела:
Информатизация образования требует создания новых средств обучения и обучающая страница позволит активизировать процесс обучения, сделает его более ярким, интересным и доступным для восприятия.
При создании обучающей страницы курса "Основы информационной культуры" ставился комплекс задач, которые необходимо было решить на данном этапе:
Технология библиотечно-библиографического обучения, основанная на традиционной передаче информации через слово (устное или печатное), не позволяла активизировать познавательную деятельность учащихся. Благодаря использованию компьютерных технологий становится возможным передача образной информации с помощью картинок, фотографий и у обучающегося появляется возможность многократного обращения к учебному материалу в удобном для него темпе. У учащегося возникает интерактивный учебный диалог с компьютером, который дает возможность управлять процессом обучения.
Созданный перечень вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме, помогает проверить уровень знаний обучающихся. Через обратную связь происходит влияние на процесс усвоения знаний. Задача студента выбрать один правильный ответ или написать свое осмысление информации. Использование гипертекстовых ссылок делает процесс обучения индивидуальным, т.к. пользователь может выбрать свой индивидуальный алгоритм поиска информации, свою стратегию чтения.
Обучающая страница может быть использована, как на занятиях в аудитории, так и при дистанционном обучении. В ТГУ создан Институт дистанционного образования, на котором учатся студенты из других городов России и Казахстана. Обучающая страница сделает процесс библиотечно-библиографического обучения доступным и возможным на расстоянии.
Обучающая страница легко корректируется и обновляется по мере необходимости и автоматически обеспечивает весь процесс обучения: от постановки познавательных задач до ориентирования на самообразование.
В процессе создания и использования обучающей страницы возникли новые идеи по расширению курса дополнительной темой, которая позволила бы обучать работе в Интернет, показать неограниченные возможности получения информации через Интернет, используя современные поисковые машины, каталоги.
Создание обучающей страницы в курсе "Основы информационной культуры" стало возможным благодаря открытию Интернет центра на базе Американского Образовательного центра в рамках Программы расширения доступа к Интеренет в России, поддерживаемой американской некоммерческой организацией Прожект Хармони.