Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 01-07-90103
ВИНИТИ - крупнейший информационный центр России, основан в 1952 г. с целью улучшения информационного обеспечения ученых и специалистов. За пятьдесят лет своего существования ВИНИТИ не изменил своей задаче, несмотря ни на какие сложности, имевшие место в экономике страны в последние 10 лет. Ежегодно ВИНИТИ обрабатывает более одного миллиона документов, поступающих из 100 стран мира на 60 языках.
Этот поток лежит в основе подготовки баз данных ВИНИТИ, Реферативного журнала, который издается в печатной и электронной формах, ряда других информационных продуктов.
Безусловно, на информационные продукты и услуги (ИпиУ) ВИНИТИ оказали непосредственное влияние современные информационные технологии, развитие телекоммуникаций, возможности, реализуемые благодаря Интернет. В последнее десятилетие наряду с традиционными печатными изданиями, в первую очередь Реферативным
журналом, ВИНИТИ активно предлагает на информационном рынке новые электронные информационные продукты, а именно:
Банк данных ВИНИТИ с ретроспективой более 20 лет доступен для проведения поиска в on-line режиме через сеть Интернет. Базы данных ВИНИТИ предлагает на любых носителях, в том числе и с использованием электронной доставки.
С 1995 г. ВИНИТИ стал предлагать своим подписчикам Реферативный журнал в электронной форме для пополнения фондов разного рода библиотек, то есть для формирования "ЭЛЕКТРОННЫХ" библиотек.
Создавая электронную форму Реферативного журнала ВИНИТИ, разработчики не стремились внести какие-либо кардинальные изменения в содержание и привычную форму представления материала. Скорее наоборот, учитывая инертность потребителя, сохранили привычную форму представления материала, но предоставили подписчикам новые возможности по поиску, просмотру, созданию кумулятивных (сборных) изданий, обусловленные возможностями новых информационных технологий.
Сегодня ЭлРЖ - аналог печатного издания по наполнению и порядку расположения разделов и данных, снабжен общепринятыми для информационных изданий механизмами поиска документов и доступа к ним. Такая форма представления информации очень удобна для традиционных пользователей ВИНИТИ: научных институтов, крупных библиотек, привыкших к печатным вариантам РЖ.
Достоинства ЭлРЖ состоят в том, что:
Работа с электронным РЖ позволила во многом отработать элементы, присущие электронной торговле: заказ поступает по электронной почте, сам продукт отправляется по электронной почте - нет только системы электронных платежей - в этом беда нашей российской системы расчетов.
В результате анализа спроса на РЖ ВИНИТИ в электронной форме по различным тематическим направлениям за период с 1995 по 2000 год можно отметить, что спрос на электронные РЖ распределяется следующим образом: Биология - 25%; Химия - 15%; Автоматика и радиоэлектроника - 12%; Физика - 8%; Экономика промышленности - 8%; Электротехника и энергетика - 8%; Машиностроение - 5%; Механика - 4%; Транспорт - 4%; Геология и горное дело - 4%; География и геофизика - 3%; Металлургия - 3%; Астрономия - 1%.
Среди потребителей ЭРЖ можно
выделить следующие категории:
Наблюдения за динамикой заказов на ЭлРЖ показывают, что к середине 2001 г. установился довольно устойчивый круг потребителей, имеющих динамику к расширению. Такую же динамику, но менее активную, имеет круг приверженцев баз данных и поиска в on-line режиме. Таким образом, на информационном рынке группа потребителей, тяготеющая к электронным формам информационных продуктов и услуг, становится все более многочисленной. Наблюдается ситуация, при которой рост/падение реализации проходит как бы синхронно у печатной и электронной версии. Это позволяет сделать вывод, что потребители этих двух форм все-таки разные. На настоящем этапе эти формы не конкурируют между собой, а скорее взаимно дополняют друг друга.
К настоящему времени объемы предоставления электронных версий изданий составляют 12-15% от печатных. Следует отметить, что опыт ВИНИТИ отражает общемировую тенденцию, которая показывает, что на настоящем этапе рынок электронных продуктов и услуг в сфере научной и технической информации составляет 12-15% от печатного. Видимо сказывается присущая этой сфере рынка приверженность к традиционным формам представления информации, а так же то, что носителя, аналогичного бумаге по удобству и комфортности для человеческого восприятия, пока нет.
Электронные продукты связаны с новым поколением потребителей, сформировавшимся в условиях информатизации общества, доступности компьютеров, получившим "вкус" работы в Интернет.
Одним из доминирующих факторов становится оперативность доставки информации, будь то результаты поиска в базах данных, электронные журналы или копии первоисточников. Именно этот параметр стал катализатором в развитии специального направления в деятельности информационно-библиотечных служб, которое получило название электронная доставка документов (ЭДД). Эта направление начало развиваться в рамках работ библиотек и информационных центров по обслуживанию копиями первоисточников. Появление новых информационных технологий, основанных на использовании средств оцифровки текстов и их последующей передачи средствами телекоммуникаций вывело эти работы в число первоочередных направлений, на котором сосредоточено внимание мировых информационно-библиотечных служб. Такие службы создаются как библиотеками, так и коммерческими службами. Наиболее известны службы электронной доставки документов UMI (США), EBSCO (США), BLDSR (Великобритания). Большой опыт накоплен в ИНИОН, ГПНТБ СО РАН, РГБ.
Для ВИНИТИ развитие этого направления имеет особое значение, так как копии первоисточников являются той целью, к которой стремятся потребителя, проведя поиск в базах данных или читая Реферативный журнал.
В 2001 г. ВИНИТИ в тесном сотрудничестве с ведущими библиотеками и информационными центрами (РГБ, ИНИОН, БЕН РАН, ГПНТБ СО РАН) начал при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) реализацию проекта "Разработка распределенной системы электронной доставки документов из фондов информационных центров и библиотек России".
Проект имеет целью повышение оперативности и полноты информационного обеспечения ученых и специалистов на основе распределенной системы электронной доставки документов из фондов библиотек и информационных центров. Посредством Интернет-технологий пользователям должна быть предоставлена возможность прямого доступа к информационным ресурсам, передачи заказов и получения копий интересующих документов в электронном виде независимо от места их нахождения.
В ходе работы над проектом предстоит решить ряд проблем, связанных с разработкой самой автоматизированной распределенной корпоративной системы, согласованием формата заказов, методики распределения и исполнения заказов участниками системы и пр. Кроме того, участники системы уже на начальном этапе столкнулись с рядом проблем, без решения которых работа системы такого рода не может стать в полной мере легитимной. В числе их можно указать:
В рамках названного проекта делается попытка решить не только технико-технологические проблемы создания распределенной (корпоративной) системы электронной доставки документов, но и проработать вопросы взаимодействия участников системы, включая взаиморасчеты и оптимизацию размещения заказов, а также обосновать правовые аспекты деятельности системы. Это позволит существенно повысить оперативность и уровень информационного обеспечения научных исследований.